РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Разработчик электронных обучающих курсов

Разработчик электронных обучающих курсов

23:56, 09 января 2024

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Разработчик электронных обучающих курсов – актуальная цифровая профессия. Такие специалисты создают готовые образовательные продукты (часто корпоративные), выстраивая логику обучения так, чтобы сотрудники лучше вовлекались в процесс обучения и легче запоминали необходимую информацию.

Сегодня профессионалы в области разработки онлайн-курсов востребованы практически в каждой компании, где выстроен процесс обучения и развития персонала. РЖД является признанным лидером в цифровизации процессов корпоративного обучения. Проекты дистанционного обучения  РЖД дважды становились победителями национального конкурса «Смарт-пирамида» в области обучения персонала и развития человеческого капитала.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Мария Савина, заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД»:
«РЖД – это крупнейшая компания транспортной инфраструктуры, которая объединяет людей разных профессий и специальностей. Она гарантирует всем работникам равные условия для поддержания высокого уровня профессионализма. Для этого мы реализуем дистанционное обучение, которое дает возможность каждому железнодорожнику в любом месте в любое время с любого устройства пройти электронные курсы по моделям компетенций. Их создают профессиональные разработчики, использующие новейшие информационные технологии. Овладение данной профессией требует специальной подготовки и объединяет в себе и андрагогику, и коммуникации, и методологию обучения, и использование цифровых образовательных инструментов».

Функционал разработчиков электронных курсов включает:

  • написание сценариев курсов (формулировка учебных целей и задач, разработка заданий, написание текстов и т.д.);
  • проектирование и подготовка таблиц, блок-схем, разработка иллюстраций, монтаж видео и т.д.;
  • верстка курса в специализированном программном обеспечении; проведение технических тестов разработанных курсов;
  • планирование тем разработки курсов;
  • взаимодействие (например, проведение интервью) с производственниками.

Компетентный подход к организации разработки электронных курсов в РЖД предусматривает наличие у разработчиков навыков:

  • управление процессом и соблюдение этапности разработки курса; проектирование курсов, основанное на принципах педагогического дизайна;
  • проведение интервью с экспертами;
  • написание текстов;
  • разработка заданий, тестов, практических кейсов;
  • использование специализированных программ для разработки графических элементов курсов, видеомонтажа;
  • работа в конструкторе дистанционных курсов (в РЖД используется специализированное программное обеспечение для создания курсов – конструктор дистанционных курсов Leenda; для работы в нем разработчики проходят специальное обучение).

Найти готовых специалистов в области разработки электронных курсов сложно, и на рынке труда они высоко ценятся. Поэтому в РЖД таких профессионалов готовят из уже действующих железнодорожников. «Мы практикуем следующий подход: берем перспективного работника и интенсивно его обучаем без отрыва от производства. Таким образом, примерно через год получаем высококлассного разработчика электронных курсов, который компетентен не только в проектировании и разработке курсов, но и отлично разбирается в железнодорожной тематике»,– говорит Мария Савина.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Обучиться востребованной профессии можно в Корпоративном университете РЖД. С 2022 года по программе повышения квалификации «Разработчик электронных курсов» подготовку там прошли более 200 специалистов технического, управленческого, ИT и других направлений.
Они получили компетенции, необходимые для разработки курсов для железнодорожников. При этом на рынке труда сейчас нет каких-либо единых требований к таким разработчикам, у каждой компании они свои.

«У нас в стране пока нет соответствующих утвержденных профессиональных стандартов, но в международной практике они встречаются. В одном из них, к примеру, насчитывается восемь компетенций, каждая из которых распадается на индикаторы (от четырех до девяти) – там описаны умения проектировать учебные курсы, работать со специализированным программным обеспечением, вовлекать в процесс обучения, взаимодействовать в команде, оценивать обучаемых и т.д. То есть разработчик должен обладать целым набором как профессиональных, так и универсальных компетенций»,– отмечает Мария Савина.

Фронт работ

Внимание разработчиков электронных курсов в РЖД сейчас сосредоточено на  развитии корпоративного проекта дистанционного обучения «Час знаний». Он был запущен  в 2021 году в целях развития железнодорожников – они получили возможность каждый месяц уделять час рабочего времени на обучение (в Системе дистанционного обучения ОАО «РЖД»). В настоящее время команда из 30 разработчиков работает над созданием электронных курсов по моделям профессиональных компетенций для 13 филиалов компании: дирекции тяги, Центральной дирекции управления движением, Центральной дирекции инфраструктуры, дирекции скоростного сообщения, дирекции железнодорожных вокзалов, Центральной дирекции пассажирских обустройств, Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом, центра фирменного транспортного обслуживания, Центральной дирекции по ремонту пути, «Трансэнерго», Центральной станции связи, Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, дирекции по ремонту тягового подвижного состава. Курсы включают текстовую и графическую информацию (фотографии и иллюстрации, схемы, графики). Чтобы обучение было наглядным, используются мультимедийные материалы.

«Список филиалов – участников проекта «Час знаний» постоянно расширяется, и вместе с увеличением развивающих задач растет и потребность в разработчиках. Спрос на таких специалистов будет расти и количественно, и качественно. Постоянно появляются новые технологии работы с информацией: искусственный интеллект, метавселенные и т.д. Поэтому расширяются требования к знаниям и навыкам разработчиков. Железнодорожники осознанно подходят к своему развитию и расширяют требования  к содержательному разнообразию дистанционного обучения и к мультимедийным составляющим электронных курсов»,– сказала Мария Савина.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
Ошибка
email
Подписка на новости

РЖД цифровой

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности