РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erid:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Российский водородный поезд: тесты могут начаться уже в 2025 году
Тренды

Российский водородный поезд: тесты могут начаться уже в 2025 году

Применение локомотивов такого типа снизит число углеродных выбросов в атмосферу

21:06, 09 февраля 2024

Фото: Shutterstock/FOTODOM

В 2021 году РЖД присоединилась к глобальной гонке по созданию водородных поездов, которые могут заменить традиционные тепловозы. Однако из-за санкций Запада сроки первых испытания были изменены. Тем не менее, российские конструкторы не теряли времени даром: уже в 2025 году планируется провести тестирование водородного локомотива на базе отечественных компонентов.

Специалисты из Департамента технической политики РЖД (ЦТЕХ), ЦТ, ВНИКТИ, ПКБ ЦТ, ВНИИЖТ, ИЦ ЖТ и компании "Русатом РДС" обсудили текущие вопросы, связанные с разработкой железнодорожного транспорта на водороде созданием необходимой инфраструктуры для проверки силовых установок.

Водородные составы будут испытаны как на Сахалине, так и в Москве

В начале января Минпромторг РФ объявил поддержке развития водородного кластера на Сахалине. В рамках этого кластера планируется не только создание завода для производства водорода и центра водородного инжиниринга с полигоном для тестирования российских технологий, но также организация пассажирского железнодорожного сообщения с использованием поездов на водородных топливных элементах.

Именно на Сахалине еще в 2023 году РЖД намеревалась начать испытания водородного пригородного поезда. В числе партнеров проекта были "Росатом", французский производитель промышленных газов Air Liquide и ряд других предприятий. Однако после ухода французов из проекта стоимость его реализации  увеличилась, доступ к западным технологиям был закрыт. Однако эти обстоятельства лишь ускорили разработку отечественных компонентов для водородного локомотива, хотя сроки тестирования сдвинулись.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Проект развивается. Так, на Сахалине уже подготовлены места заправки, емкости для снабжения, а также определены регламенты работ и обслуживания первого водородного поезда. Предполагается, что его тестирование начнется  в 2025 году. Применение локомотивов с использованием новой тяги позволит сократить углеродный след и принесет экономическую выгоду.

Как ранее сообщал «Гудок», эксплуатацию водородных поездов планируется организовать на Сахалине – на участках Южно-Сахалинск – Холмск, Южно-Сахалинск – Поронайск и Южно-Сахалинск – Корсаков. Максимальное расстояние между конечными пунктами составит до 290 км, среднесуточный пробег поездов  –  более 300 км.

Для водородного поезда потребуется 223 тонны топлива в год, и за исключением дистиллированной воды, в атмосферу не будет выброшено ничего

Пока только проводятся оценки возможности организации грузового движения с использованием водородных поездов на участках Восточного полигона Тында – Таксимо и Тында – Комсомольск-на-Амуре. «По экспертной оценке, ориентировочный расход водорода для обеспечения прогнозируемого объёма грузовых перевозок в 2030 году в размере 150 млн тонн в год может составить до 420 тыс. тонн (на парк из 700 магистральных грузовых локомотивов)»,– сообщало издание. 

Однако проект на Сахалине - не единственный. На Московской магистрали уже в 2025 году, вероятно, будут проведены испытания полностью отечественного водородного маневрового локомотива, работа над которым активно ведется. Эксперты ЦТЕХ сообщили, что основой водородного поезда станет улучшенная версия тепловоза ТЭМ10.

Водород подешевеет из-за государственных инициатив и частных инвестиций

Первые проекты по разработке водородного транспорта стартовали еще в предыдущем десятилетии. Считается, что использование таких поездов поможет сократить количество выбросов углерода в атмосферу.

Согласно расчетам российских специалистов, для современного дизельного поезда РА3 ежегодно требуется около 900 тонн топлива. Используя это топливо, поезд выбрасывает в атмосферу приблизительно 67 тонн парниковых газов. В то же время для водородного поезда, работающего в аналогичных условиях эксплуатации, потребуется лишь 223 тонны топлива, и за исключением дистиллированной воды, в атмосферу не будет выброшено ничего.

Тем не менее, у водородного топлива на данный момент есть по меньшей мере два значительных недостатка. Это высокая цена из-за ограниченного объема производства и, как следствие, ограниченная инфраструктура для его производства, транспортировки и хранения. Однако ситуация постепенно улучшается.
Поэтому, чтобы железнодорожные перевозки с использованием водородных локомотивов стали прибыльными, необходимо как минимум в четыре раза снизить стоимость производства одного килограмма этого топлива.

Фото: Shutterstock AI/FOTODOM
Фото: Shutterstock AI/FOTODOM

Например, в США стоимость производства одного килограмма водорода составляет $5, а литра дизельного топлива - $1. К 2030 году планиурется значительное снижение стоимости водородного топлива до минимума в $1 за килограмм. Для достижения этой цели правительство США планирует выделить $7 млрд на строительство семи центров по производству водорода. Авторы инициативы уверены, что государственные субсидии позволят привлечь частные инвестиции. В результате развития нового вида транспорта в США планируется сокращение выбросов углекислого газа на 25 млн тонн в год.


В 2019 году ориентировочная стоимость килограмма водорода в России составляла примерно 350 рублей, но массовое производство позволит снизить эту цену как минимум в 3,5 раза. Это будет способствовать увеличению внутреннего спроса на отечественные водородные составы. Ожидается, что к 2030 году этот спрос достигнет по меньшей мере 100 единиц.
Российские эксперты прогнозируют, что чем ниже будет стоимость водорода, тем большей популярностью будут пользоваться перевозки различными видами транспорта на этом виде топлива, включая железнодорожный.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности