ЭПД получит ускорение
Как РЖД развивает мультимодальные перевозки, внедряя новые цифровые сервисы
22:47, 10 сентября 2024
В эту осеннюю сессию в Госдуме планируется внести поправки в законодательство, которые позволят ускорить обязательное применение электронных перевозочных документов (ЭПД). Крупные игроки рынка уже активно используют электронный документооборот. В частности, с РЖД электронно взаимодействуют почти 90% грузоотправителей. Компания готова развивать и мультимодальные перевозки, в том числе международные, путем внедрения новых цифровых сервисов.
Перевод перевозочных документов в электронный вид – одна из задач Транспортной стратегии РФ до 2030 года. Однако сейчас этот процесс носит рекомендательный характер, электронные накладные применяются наравне с бумажными документами. Между тем в скором времени ситуация может измениться: планируется появление отраслевых императивов (требований) по полному переходу на ЭПД. Об этом стало известно в ходе международного форума Kazan Digital Week 2024.
Заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов:
«Принципиально важно было посмотреть, как все работает без императива, как система держит нагрузку, как взаимодействуют операторы. Мы видим, что система ту нагрузку, которая сейчас есть (до 10 млн оформляемых документов), держит спокойно. Так что можно масштабировать. Для крупных компаний такой переход не несет рисков потери выручки и клиентов. Поэтому мы императив готовим, но также выясняем рыночное и общественное мнение. В эту осеннюю сессию мы попробуем приблизиться к тому, чтобы наделить правительство полномочиями по определению отраслевых императивов, чтобы не каждый раз выпускать федеральный закон, а скорректировать работы так, чтобы правительство имело право своим решением определить императив, например, для какой-то категории грузов, которые необходимо мониторить».
В РЖД переход с бумаги в «цифру» уже идет высокими темпами, и в некоторых направлениях компания вышла на предельные показатели. Так, в электронном виде оформляется 87,7% перевозочных документов, а за 2024 год РЖД обменялись с контрагентами 15 млн электронных документов.
Цифровое взаимодействие с партнерами компания выстраивает в том числе посредством внутренней платформы, обеспечивающей мультимодальные грузовые перевозки. Она в частности призвана перевести документооборот с клиентами (первичные бухгалтерские документы, транзитные документы) в электронный вид.
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин:
«Возможности, заложенные в платформу, экономят время, ресурсы, сокращают количество ошибок при регистрации, делают процесс взаимодействия прозрачным, увеличивают скорость доставки грузов, а значит, и объемы перевозок. Интеграция разных источников данных, выравненных с точки зрения нормативных документов, форматов и наборов данных, дает возможность использовать эти данные для продвинутой бизнес-аналитики на основе больших данных и искусственного интеллекта. Это ключевые принципы и нового национального проекта «Экономика данных».
Опытом и компетенциями в области выстраивания процесса электронного документооборота РЖД делится с госорганами и другими компаниями. В частности, железнодорожная система «Электронная транспортная накладная» (ЭТРАН) в настоящее время успешно интегрирована с государственной информационной системой «Электронные перевозочные документы» (ГИС ЭПД). Встраивание систем осуществляется через модуль «Мультилог», который представляет собой сервис построения логистической цепи мультимодальной доставки груза от двери до двери в формате одного окна. Сейчас посредством системы можно оформить 6 перевозочных документов, в том числе электронную транспортную накладную и электронный путевой лист. В перспективе к ним добавятся еще 25 транспортных ЭПД, 5 из которых – железнодорожные.
Генеральный директор ФГУПС «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов:
«Несмотря на то что сейчас использование системы носит необязательный характер, мы видим значительный рост интереса: за прошедший год число оформляемых в ней документов выросло в 10 раз. Рано или поздно этот вид взаимодействия с государством станет обязательным. И чем раньше компании к нему подключатся, тем проще будет внедрять изменения в свои бизнес-процессы».
Крупные компании («Такском», «Сбер Корус» и «Калуга Астрал») уже протестировали возможности внутритранспортной системы. В числе преимуществ ее использования генеральный директор ООО «Такском» Денис Булкаев назвал в частности экономию времени за счет ускорения сделок, удешевление процессов и обеление отрасли.
В ближайшее время планируется расширение участников системы.
Интеграция ЭТРАН и ГИС ЭПД также призвана помочь развитию создаваемой в стране национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП). Она объединит цифровые логистические сервисы грузоперевозчиков и станет своеобразной службой одного окна для взаимодействия государства, перевозчиков и их клиентов. При создании НЦТЛП может быть учтен и другой опыт РЖД – комплексный проект по осуществлению интермодальной перевозки с оформлением электронных документов «Интертран». Технология позволяет сформировать при импорте и транзите непрерывный информационный обмен на всех этапах таможенного транзита при международных перевозках. С помощью «Интертрана» компания «Феско», например, оформляет документы для транзитных перевозок из Азии в Беларусь. Реализация проекта на всех этапах международной интермодальной перевозки уже позволила сократить общее время оформления груза на 4 суток.
Полина Давыдова, директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»:
«Мы отработаем все варианты и форматы применения электронного документооборота. Поэтому приглашаем компании к участию, чтобы не потерять никакие документы и бизнес-процессы. Такой крупный проект, как создание НЦТЛП, без стабильно работающего и обязательного электронного документооборота, в котором будут задействованы все игроки рынка транспорта и логистики, практически невозможен».