РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranym7c39K
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Аннотации
18 апреля 2025 (00:00)
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Аннотации
18 апреля 2025 (00:00)
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Источник:
«Международный научно-исследовательский журнал», 2025, №3 (153)
А.В. Орлов, А.С. Алексеев, А.В. Истомин, Л. Бадирила
«Прогнозирование рисков функционирования железнодорожной инфраструктуры с помощью искусственных нейросетей»

Об исследовании

Группа исследователей из Российского университета транспорта (МИИТ) разработала модель, способную прогнозировать риски на железной дороге, извлекая необходимые сведения из разнонаправленных данных

Разработка

Ученые составили модель для матрицы рисков в сегменте железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ). Сейчас при анализе рисков в этой категории используются показатели потерь поездо-часов в случае отказа оборудования.
Модель, построенная авторами исследования, базируется на нейросети Кохонена, она относится к самообучающимся. То есть после базовой настройки и прохождения первичного обучения она способна сама реагировать на изменения параметров и анализировать риски исходя из новых вводных.
При построении модели сотрудники РУТ МИИТ внесли показатели работы оборудования, при которых сбивается график движения поездов. Так как сеть самообучающаяся, то информация об оборудовании уже во время использования системы может дополняться.
Стоит отметить, что системы, оценивающие риски, на железной дороге уже внедрены. В частности, РЖД применяют методологию управления рисками и анализа надежности (УРРАН), в которой используется модель ALARP – «Риск настолько низкий, насколько это практически возможно». Для снижения всех возможных рисков проводится множество мероприятий, связанных с защитой инфраструктуры, обучение сотрудников. Однако с каждым годом количество данных, которые используются в аналитических системах, растет, и проводить расчеты привычными методами становится все сложнее.

Тренды

Увеличение объема данных на железной дороге обусловлено автоматизацией, цифровизацией и ростом интенсивности движения. Причем в ближайшие годы эти тренды будут только нарастать. Как следствие, данных станет еще больше, поэтому потребуются новые подходы к их обработке.

Прямая речь

«Нейронные сети способны анализировать большие объемы данных, отмечать их закономерности и адаптироваться к изменяющимся условиям, что делает их мощным инструментом для предсказания потенциальных угроз. Это особенно актуально в условиях цифровизации и внедрения технологий Industry 4.0, когда сбор и обработка данных становятся более доступными и точными», – подчеркивают авторы исследования.

Перспективы

По оценкам авторов исследования, нейросети могут использоваться для анализа рисков во всех сегментах железнодорожной инфраструктуры. Высокая скорость обработки информации может способствовать еще большему повышению безопасности объектов, также сократится число простоев. Кроме того, могут уменьшиться затраты на ремонт оборудования.

Аннотации
18 апреля 2025 (00:00)
Вернуться назад
Поделиться >

Журналы

Новости

В раздел
Андрей Никитин назначен на пост министра транспорта России

Накануне он был назначен исполняющим обязанности министра транспорта

08 июля 2025
«РЖД-Технологии» автоматизируют бизнес-процессы с помощью программных роботов

Роботы помогают сотрудникам отдела закупок и договорной работы

08 июля 2025
Андрей Никитин рассказал о цифровизации транспортной отрасли

Планируется создать систему идентификации беспилотного транспорта

08 июля 2025

Важное

Платформа для соревнований
24 июня 2025
Грузоперевозкам добавят удобства
09 июня 2025
Новые возможности
27 мая 2025