Цифра на взлете: как аэропорты внедряют ИТ-решения
Какие цифровые проекты реализуются в ИЦК «Аэропорты»
15:23, 14 мая 2024
Чтобы сделать жизнь пассажиров лучше, крупнейшие российские аэропорты объединились в Индустриальный центр компетенций (ИЦК) для разработки импортонезависимых ИТ-продуктов. Очереди на стойках регистрации уменьшатся, свободное место на парковке найдется быстрее, а багаж не будет теряться. Расскажем о проектах коллег из транспортных ИЦК.
В ИЦК «Аэропорты» входит семь заказчиков: Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково и холдинги «Аэропорты регионов», «Аэродинамика» и «Новапорт». Аэропорты ИЦК обслуживают 85% пассажиропотока, поэтому продукты применимы ко всей отрасли. Участники реализуют четыре особо значимых проекта: два из них уже запущены и еще два находятся на финальном этапе.
«Наша цель – не просто переписать один в один зарубежное решение, а создать новый продукт, более быстрый и дешевый. Для этого мы используем самую современную архитектуру, самые современные стеки, самые современные технологии и применяем наш опыт. В фокусе нашего внимания находится и экспорт решений, которые разрабатываются в рамках ИЦК. Уже есть определенные запросы со стороны партнеров», – поделился заместитель генерального директора по информационным технологиям АО «Международный аэропорт Шереметьево» Кирилл Алифанов.
«Цифровая экосистема аэропорта»: как ИИ-прогнозы помогают аэропорту оставаться пунктуальным
Один из главных проектов ИЦК «Аэропорты» находится в стадии реализации. Модульный принцип позволяет любому аэропорту любого размера выбрать только нужные компоненты и не покупать систему целиком.
Модули экосистемы:
- База данных аэропорта – система сбора, хранения и обработки данных всех подразделений аэропорта. Обеспечивает службы достоверной информацией для быстрой реакции на изменения.
- Система управления ресурсами – многоуровневый мониторинг и оптимизация процессов с помощью цифрового диспетчера.
- Цифровой двойник. Моделирует в автоматическом режиме все ключевые процессы в аэропорту на год и более вперед.
- ИИ-система прогнозирования. На основе ИИ система прогнозирует показатели работы аэропорта. Это оптимизирует расходы на персонал и улучшает качество обслуживания пассажиров.
«За год работы системы аэропорт Шереметьево сэкономил больше миллиарда руб. Прогнозирование перспективы на год очень важно. При анализе расписания мы видим пики. Мы понимаем, из-за чего они возникают. Допустим, в промежутке 15–20 мин. прилетает три широкофюзеляжных борта. Аэропорт не может в один момент высадить такое количество людей. Это неблагоразумно. Нужно контактировать с авиакомпаниями и корректировать время вылетов и прилетов», – рассказывает генеральный директор ООО «Код открытия» Валерий Шинкарюк.
Сервис умного прогнозирования уже частично работает в аэропорту Шереметьево.
В июле 2024 года «Код открытия» внедрит все модули новой системы в аэропорту Шереметьево. Валерий Шинкарюк отмечает, что в перспективе система может стать платформой для обмена информацией между аэропортами и авиакомпаниями.
В дальнейшем вендор планирует запустить еще два решения на базе компьютерного зрения. Искусственный интеллект сможет анализировать скорость движения очередей на пропускных пунктах. Если потребуется, система передаст в диспетчерскую сообщение о необходимости открытия дополнительных пунктов. Кто был в Шереметьево, точно видел на территории большие паркинги. Разработчик также готовит к запуску сервис для определения свободных и занятых парковочных мест, марки и номера машины. Умная система проверит даже соблюдение правил парковки. Например, если человек поставил автомобиль сразу на два места, на выезде он получит двойной тариф.
«Автоматизированная система обработки багажа»: как не допустить чемоданный коллапс
Аэропорт всегда доставляет два объекта: пассажира и его багаж. «Путешествие» багажа обычно сложнее: у него нет рук и ног, он слепой и глухой, легко может потеряться. Ежегодно в крупном аэропорту в год проходит более 100 млн единиц багажа. Важно, чтобы он вовремя прилетел в нужную точку, как и его хозяин.
Российская разработка заменит зарубежное ПО Vanderlande, Beumer и Alstef.
Багажная система – одна из критически важных систем для аэропорта. Достаточно вспомнить, чем обернулся багажный коллапс в лондонском Хитроу в 2008 году. В первый день открытия нового терминала в аэропорту сломалась багажная система: авиакомпании отменили более 60 рейсов, а более 15 тыс. мест багажа потерялись.
«Ключевой момент для работы багажного комплекса – программное обеспечение, которое им управляет. Нет ПО, и багажная система превращается в груду металла. Прямо или косвенно с этим столкнулись многие аэропорты, когда западные поставщики ушли. То есть, внедряя новые решения, мы не просто импортозамещаем зарубежный продукт, а фактически обеспечиваем технологическую независимость аэропорта», – сказал директор департамента транспорта и логистики Группы «Рексофт»Александр Семенов.
Интеграция со службами доставки и станция «BAGS Поиск»: новые возможности системы поиска багажа
Аналог иностранного программного продукта WorldTracer уже используют 57 аэропортов и 13 авиакомпаний. За два года работы система технологически совершенствовалась и не ограничилась только возможностью розыска. Так, хозяева потерянного багажа могут отслеживать его статус на сайте в режиме реального времени, распознавать повреждения и оценивать их. Служба поддержки продукта работает круглосуточно на русском языке.
Чтобы выходить на внешние рынки, нужно обеспечить механизм взаимодействия с иностранными авиакомпаниями и аэропортами. Функционал Easy Connect позволит передавать данные между странами в соответствии с действующим законодательством. В планах разработчика интеграция продукта со службами доставки. У многих аэропортов есть сервис доставки багажа, но им нужна актуальная информация о времени и месте получения.
«Наш продукт обеспечен механизмами защиты персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации», – рассказывает директор по цифровой трансформации АО УК «Аэропорты Регионов» Константин Панёв.
Также вендор работает над запуском станции «BAGS Поиск» – программно-аппаратного комплекса, который все расскажет о вашем чемодане. Чей он, откуда и куда летит. Если таких данных нет, то система автоматически внесет их в базу, и поиск станет еще быстрее.
Система управления стойками регистрации и посадки: виртуализация рабочих мест
Система ARCute – программный продукт, который устанавливается на стойку регистрации и позволяет использовать при оформлении пассажиров системы разных авиакомпаний. Она сократила число инцидентов в аэропортах более чем на 50%.
Систему используют крупнейшие аэропорты России и мира. Холдинг «Аэропорты регионов» раньше работал с продуктами Amadeus ACUS и SITA CUTE, но с введением санкций ИТ-специалисты компании решили создать собственное решение. Так, новую систему сначала внедрили на объекты холдинга, который включает 11 аэропортов. После успешного запуска разработчик предложил систему коллегам.
«Система представлена в 22 аэропортах России. Это более 700 стоек регистрации, свыше 300 выходов на посадку. ARCute стал продуктом года на транспорте в 2023 году. Есть определенные планы развития. Мы хотим перевести ARCute на английский язык, чтобы предлагать его зарубежным партнерам. Будем расширять географию присутствия нашего продукта не только в России, но и за ее пределами», – поделился Константин Панёв.
У ARCute есть преимущества перед западными аналогами. Самое главное – это единый портал, с помощью которого можно получать статистику по каждой стойке регистрации. Пользователи продукта отмечают, что количество инцидентов с внедрением ARCute сократилось более чем на 50%. Дополнительный плюс – круглосуточная поддержка на русском языке.