ЕКС МОС: секреты коммуникаций
Как в РЖД запустили корпоративный мессенджер
15:47, 26 сентября 2024
Корпоративный мессенджер РЖД стал незаменимым инструментом для общения сотрудников. В отличие от публичных приложений он обеспечивает большую защиту данных. Сейчас мессенджером пользуются больше 100 тыс. человек, но скоро присоединятся и остальные железнодорожники. Разработчики решают непростую задачу – как сделать продукт удобным для внешних пользователей, а значит, популярным, но в то же время сохранить приватность для корпоративных пользователей.
С момента запуска в РЖД корпоративного мессенджера (ЕКС МОС – Единая корпоративная система мгновенного обмена сообщениями) прошло четыре года: использовать начали в 2020 году. До внедрения ЕКС МОС сотрудники РЖД работали в публичных приложениях: Telegram, WhatsApp и Viber. Но популярные сервисы несут риски для бизнеса и не гарантируют должный уровень защиты персональных данных.
ЕКС МОС создана на базе российского мессенджера eXpress. Приоритет eXpress – абсолютная безопасность, или по-другому security first. В одном из недавних обновлений мессенджера появилась функция уведомления участников чата о присутствии внешних пользователей. Для последних ограничен размер передаваемых файлов – не более 25 Мб. Также некоторые функции, например поиск корпоративных пользователей, теперь не доступны остальным участникам чата.
Как расширился функционал мессенджера в 2023–2024 годах
Синхронизация работы на разных устройствах: для полноценной работы всех новых функций версии приложения и серверной части должны совпадать.
Расширение перечня индикатора действий собеседника, которые отображаются в заголовке чата:
- печатает;
- записывает голосовое сообщение;
- выбирает стикер;
- загружает файлы, видео и фото.
Автоматическое перенаправление на регистрацию по номеру телефона:
если при регистрации по e-mail или корпоративному логину и паролю система обнаруживает ранее привязанный номер телефона, то на указанный номер отправляется СМС с кодом подтверждения, а пользователя перенаправляет на экран ввода кода из СМС.
Оповещение о внешних пользователях:
если в чате присутствует внешний пользователь, то при открытии чата может отображаться предупреждение «В этом чате есть публичные пользователи».
Автоматическое завершение звонков:
если в конференции или групповом звонке остался один участник, через 10 минут появляется модальное окно с предложением завершить звонок. Если пользователь не отвечает, через две минуты звонок завершается автоматически.
Обратный отсчет:
пользователь может включить таймер обратного отсчета времени конференции в запланированных конференциях с заданным временем окончания. За 10 минут до конца конференции появится предупреждение. По окончании обратного отсчета сама конференция продолжается.
Расширение поддержки:
ЕКС МОС Служебная – служба поддержки в «Экспрессе», которая принимает обратную связь и помогает решить проблемы с ЕКС МОС.
Любые новые функции разработчики в первую очередь тестируют на полигоне, проверяют на надежность и только потом готовят к запуску. Безопасность всей платформы подтверждена сертификатом ФСТЭК России (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России). Для защиты доступа к данным в системе реализована трехфакторная аутентификация: через запрос кода на телефоне, по электронной почте и с помощью ввода личного пароля.Разработчики постоянно добавляют новые функции.
«Среди наиболее значимых изменений – возможность проводить видеоконференции более чем с 100 участниками с включенными камерами и микрофонами, регистрация в приложении без необходимости вводить личный пароль, голосовые сообщения и уведомления о новых версиях приложения. Кроме базовых коммуникаций, мы развиваем чат-боты в ЕКС МОС. Например, для оповещения об инцидентах на ИТ-инфраструктуре создан специальный чат-бот «Информер», – рассказал заместитель начальника отдела организации сопровождения средств вычислительной техники Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД» Александр Савин.
В разных подразделениях РЖД созданы специализированные боты, адаптированные для выполнения персонализированных задач сотрудников.
Примеры ботов РЖД, реализованных в корпоративном мессенджере:
• бот для опросов Votebot;
• бот информирования об инцидентах;
• конвертация координат из Google Mercator в GPS-формат;
• виртуальный консультант по системам РЖД;
• чат-бот «РЖД ИТ-поддержка» интерфейс для портала подачи обращений;
• автоматизация обработки запросов пользователей РЖД;
• автоматизация мониторинга инфраструктуры сервисного портала;
• бот мониторинга отправки сообщений серверов ЕКС МОС;
• селекторные совещания Восточно-Сибирской железной дороги;
• бот для отправки файлов в чаты;
• рассылка уведомлений от системы мониторинга Zabbix;
• бот для отправки уведомлений разработчикам информационной панели директора ГВЦ;
• бот информирования о возникающих инфраструктурных инцидентах КИИ
Что, например, умеет чат-бот «РЖД ИТ-поддержка»:
∙ регистрировать обращение (ответ вы получите в том же диалоге с чат-ботом);
∙ запросить статус по ранее поданному обращению (посмотреть историю выполнения обращений);
∙ разблокировать УЗ;
∙ запросить справку по условиям обслуживания.
С помощью чат-бота пользователь может оставить заявку на техническую поддержку ИТ-оборудования и систем — все обращения попадут в единую систему поддержки пользователей (ЕСПП).
При наличии у пользователей проблем им помогает первая линия поддержки «РЖД-ТехСервис». Если возникают ошибки, с которыми не может справиться «РЖД-ТехСервис», проблему решают эксперты ГВЦ. В случае необходимости они привлекают разработчика для решения проблем или доработки клиентского или серверного ПО.
Сейчас число пользователей корпоративного мессенджера уже превышает 100 тыс. сотрудников РЖД и продолжает расти дальше. В планах – создать персонализированную версию мессенджера, которая позволит подключаться без необходимости использования корпоративной электронной почты. Аутентификация будет осуществляться по номеру телефона. Так, к ЕКС МОС присоединятся еще около 600 тыс. работников компании. Мессенджер постоянно дорабатывается в соответствии с запросами структур холдинга, а также идут переговоры с разработчиками о создании приложения, соответствующего функциям и задачам РЖД.
На 2025 год запланирована реализация следующих ключевых функций:
- создание функционала для организации конференций;
- шумоподавление при разговорах;
- совместное использование экрана пользователя;
- виртуальная доска;
- программирование отсылки сообщений в определенное время (отложенные сообщения).