
Цифровым проектам упростят ведение экспериментальных правовых режимов
Участниками ЭПР являются 117 ИП и компаний. В их числе – РЖД
18:21, 14 марта 2024
Механизм внедрения экспериментальных правовых режимов (ЭПР) в сфере цифровых инноваций планируют усовершенствовать благодаря тесному взаимодействию участников ИТ-развития отраслей – компаний и регулирующих органов. Совместно они будут выявлять регуляторные барьеры при внедрении новых технологий и предлагать варианты их правового преодоления. В Минэкономразвития надеются, что в результате срок рассмотрения заявок на установление ЭПР значительно сократится, что, в конечном счете, ускорит процесс цифровизации промышленности.
В настоящее время ЭПР применяются в 14 сферах (в их числе – медицина,
транспорт, государственные и муниципальные услуги, авиационные и
наземные беспилотные системы и другие). В этих сферах определено более
150 барьеров, требующих законного «обхождения». Внедрение экспериментальных правовых режимов (или регуляторных «песочниц») стало возможным с 2021 года – тогда вступил в силу соответствующий федеральный закон, разработанный Минэкономразвития. Его цель – оперативная апробация новых технологий. Некоторые из них нельзя было использовать без изменения законодательства, а этот процесс мог затянуться на годы. ЭПР снимает такой правовой запрет для конкретных компаний (на определенной территории и в строго ограниченных временных рамках).
Участниками ЭПР являются 117 компаний и индивидуальных предпринимателей. В их числе – РЖД. Так, ряд учреждений сети «РЖД-Медицина» входил в число участников ЭПР по направлению медицинской деятельности (в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан). Врачи, участвующие в эксперименте, могут удаленно корректировать поставленный диагноз, назначать или изменять лечение, выписывать электронные рецепты на лекарства и оформлять информированное добровольное согласие пациента. Таким образом, они частично обходят положения ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», согласно которым постановка диагноза и назначение лечения должны осуществляться на очном приеме.
Еще одно крупное направление, на которое распространяется ЭПР, – беспилотные технологии. В эксперименте по внедрению наземных беспилотников принимают участие «Яндекс.Испытания», «КАМАЗ», «Сбер Автомотив Технологии», «Газпромнефть-Снабжение» и другие компании. Для внедрения новых технологий снимаются правовые барьеры в части допуска беспилотных автомобилей на дороги общего пользования.

Авиационные беспилотные технологии тестируют АО «Почта России», АО «Уральский завод гражданской авиации», АО «Вертолеты России», ООО «Беспилотные авиационные системы»
«Сегодня летает беспилотников минимум в десять раз больше, чем пилотируемых машин. Главная проблема, которая тормозит развитие этой отрасли, – безопасность. Мы пока не умеем летать и не сталкиваться. Поэтому возникают транспортные коридоры – труба, в которой тебе разрешают лететь. Но такое разрешение нужно какое-то время ждать и при доставке товара мы сталкиваемся с временными и порой качественными потерями. Поэтому важно решить проблему безопасного сосуществования воздушных судов. В данном случае ЭПР призван решить проблему интеграции беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство», – говорит генеральный директор Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» Глеб Бабинцев.
ЭПР не единственный правовой механизм для внедрения новых технологий. Хотя и наиболее универсальный. Например, РЖД давно тестирует беспилотные поезда, первый электропоезд «Ласточка» с беспилотным управлением представили на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке на международном железнодорожном салоне «PRO//Движение. Экспо» в 2019 году.

Планируется, что летом этого года на МЦК выпустят частично беспилотный состав, а через два года появится полностью беспилотный поезд. Правовых барьеров для компании в этом случае не возникнет. Как ранее рассказал заместитель генерального директора АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (НИИАС) Павел Попов, основной документ для РЖД – это Правила технической эксплуатации железных дорог РФ. В 2022 году Минтранс согласовал изменения в этот документ, которые касаются возможности эксплуатации железнодорожного транспорта в автоматическом и дистанционном режимах.
В отдельных случаях от разработки документации до утверждения ЭПР уходит от нескольких месяцев до полутора лет
«Должен быть человек, который контролирует несколько поездов, – это машинист-оператор. Утвержден соответствующий профессиональный стандарт. Если наша система обнаруживает препятствия или происходит какая-то внештатная ситуация, то вся информация идет машинисту-оператору, который предпринимает необходимые действия. Для этого нужна цифровая связь», – отмечал ранее заместитель генерального директора АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (НИИАС) Павел Попов.
Согласовать мнения
Несмотря на то что механизм экспериментальных правовых режимов призван ускорить технологическое развитие страны, в отдельных случаях от разработки документации до утверждения ЭПР уходит от нескольких месяцев до полутора лет. Решить эту проблему возможно при тесном взаимодействии всех заинтересованных сторон, прежде всего, компаний и регулирующих органов.

«Видение правовых барьеров бизнесом и регулятором зачастую отличается. Чтобы механизм заработал, необходимо, чтобы профильная экспертная группа – индустрия и регулятор – четко формулировали технические задания. Они должны определять, какие барьеры для внедрения технологии сегодня существуют и какие правовые гипотезы могли бы их снять. Если эта работа согласована участниками, будет сформирован понятный ЭПР не за 15 месяцев, а, например, за полтора-два», – уверен Глеб Бабинцев.
В Минэкономразвития эту идею готовы поддержать. «Важно искать баланс и учитывать его при внедрении ЭПР. Наша первоначальная цель состояла в том, чтобы инициаторы доверились самому механизму ЭПР. Сейчас задача – чтобы участие регулятора в этом процессе было более глубоким. И мы будем над этим работать», – подчеркивает директор Департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития Владимир Волошин.