![Цифровым проектам упростят ведение экспериментальных правовых режимов](/upload/iblock/6ef/7t9o5f0q31rma7p3ztnc1mne5qow6mix.jpg)
Цифровым проектам упростят ведение экспериментальных правовых режимов
Участниками ЭПР являются 117 ИП и компаний. В их числе – РЖД
18:21, 14 марта 2024
Механизм внедрения экспериментальных правовых режимов (ЭПР) в сфере цифровых инноваций планируют усовершенствовать благодаря тесному взаимодействию участников ИТ-развития отраслей – компаний и регулирующих органов. Совместно они будут выявлять регуляторные барьеры при внедрении новых технологий и предлагать варианты их правового преодоления. В Минэкономразвития надеются, что в результате срок рассмотрения заявок на установление ЭПР значительно сократится, что, в конечном счете, ускорит процесс цифровизации промышленности.
В настоящее время ЭПР применяются в 14 сферах (в их числе – медицина,
транспорт, государственные и муниципальные услуги, авиационные и
наземные беспилотные системы и другие). В этих сферах определено более
150 барьеров, требующих законного «обхождения». Внедрение экспериментальных правовых режимов (или регуляторных «песочниц») стало возможным с 2021 года – тогда вступил в силу соответствующий федеральный закон, разработанный Минэкономразвития. Его цель – оперативная апробация новых технологий. Некоторые из них нельзя было использовать без изменения законодательства, а этот процесс мог затянуться на годы. ЭПР снимает такой правовой запрет для конкретных компаний (на определенной территории и в строго ограниченных временных рамках).
Участниками ЭПР являются 117 компаний и индивидуальных предпринимателей. В их числе – РЖД. Так, ряд учреждений сети «РЖД-Медицина» входил в число участников ЭПР по направлению медицинской деятельности (в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан). Врачи, участвующие в эксперименте, могут удаленно корректировать поставленный диагноз, назначать или изменять лечение, выписывать электронные рецепты на лекарства и оформлять информированное добровольное согласие пациента. Таким образом, они частично обходят положения ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», согласно которым постановка диагноза и назначение лечения должны осуществляться на очном приеме.
Еще одно крупное направление, на которое распространяется ЭПР, – беспилотные технологии. В эксперименте по внедрению наземных беспилотников принимают участие «Яндекс.Испытания», «КАМАЗ», «Сбер Автомотив Технологии», «Газпромнефть-Снабжение» и другие компании. Для внедрения новых технологий снимаются правовые барьеры в части допуска беспилотных автомобилей на дороги общего пользования.
![Фото: Shutterstock/FOTODOM](/upload/sprint.editor/48c/l954urv7y7y0ux8iil613reln4e8vs6d.jpg)
Авиационные беспилотные технологии тестируют АО «Почта России», АО «Уральский завод гражданской авиации», АО «Вертолеты России», ООО «Беспилотные авиационные системы»
«Сегодня летает беспилотников минимум в десять раз больше, чем пилотируемых машин. Главная проблема, которая тормозит развитие этой отрасли, – безопасность. Мы пока не умеем летать и не сталкиваться. Поэтому возникают транспортные коридоры – труба, в которой тебе разрешают лететь. Но такое разрешение нужно какое-то время ждать и при доставке товара мы сталкиваемся с временными и порой качественными потерями. Поэтому важно решить проблему безопасного сосуществования воздушных судов. В данном случае ЭПР призван решить проблему интеграции беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство», – говорит генеральный директор Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» Глеб Бабинцев.
ЭПР не единственный правовой механизм для внедрения новых технологий. Хотя и наиболее универсальный. Например, РЖД давно тестирует беспилотные поезда, первый электропоезд «Ласточка» с беспилотным управлением представили на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке на международном железнодорожном салоне «PRO//Движение. Экспо» в 2019 году.
![Фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»](/upload/sprint.editor/2ff/zfmw4degn70qta306e818x4bl4m4d4em.jpg)
Планируется, что летом этого года на МЦК выпустят частично беспилотный состав, а через два года появится полностью беспилотный поезд. Правовых барьеров для компании в этом случае не возникнет. Как ранее рассказал заместитель генерального директора АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (НИИАС) Павел Попов, основной документ для РЖД – это Правила технической эксплуатации железных дорог РФ. В 2022 году Минтранс согласовал изменения в этот документ, которые касаются возможности эксплуатации железнодорожного транспорта в автоматическом и дистанционном режимах.
В отдельных случаях от разработки документации до утверждения ЭПР уходит от нескольких месяцев до полутора лет
«Должен быть человек, который контролирует несколько поездов, – это машинист-оператор. Утвержден соответствующий профессиональный стандарт. Если наша система обнаруживает препятствия или происходит какая-то внештатная ситуация, то вся информация идет машинисту-оператору, который предпринимает необходимые действия. Для этого нужна цифровая связь», – отмечал ранее заместитель генерального директора АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (НИИАС) Павел Попов.
Согласовать мнения
Несмотря на то что механизм экспериментальных правовых режимов призван ускорить технологическое развитие страны, в отдельных случаях от разработки документации до утверждения ЭПР уходит от нескольких месяцев до полутора лет. Решить эту проблему возможно при тесном взаимодействии всех заинтересованных сторон, прежде всего, компаний и регулирующих органов.
![Фото: Shutterstock/FOTODOM](/upload/sprint.editor/7a8/5n7busnxmar8fqvbov2sf995cs8ov7fh.jpg)
«Видение правовых барьеров бизнесом и регулятором зачастую отличается. Чтобы механизм заработал, необходимо, чтобы профильная экспертная группа – индустрия и регулятор – четко формулировали технические задания. Они должны определять, какие барьеры для внедрения технологии сегодня существуют и какие правовые гипотезы могли бы их снять. Если эта работа согласована участниками, будет сформирован понятный ЭПР не за 15 месяцев, а, например, за полтора-два», – уверен Глеб Бабинцев.
В Минэкономразвития эту идею готовы поддержать. «Важно искать баланс и учитывать его при внедрении ЭПР. Наша первоначальная цель состояла в том, чтобы инициаторы доверились самому механизму ЭПР. Сейчас задача – чтобы участие регулятора в этом процессе было более глубоким. И мы будем над этим работать», – подчеркивает директор Департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития Владимир Волошин.