Источник:
«Бюллетень результатов научных исследований», 2025, №1
Н.А. Кекиш, Д.О. Мамлев
Организация смешанного движения по инфраструктуре ВСМ с интеграцией ускоренных контейнерных поездов
Исследователи из Нижегородского университета путей сообщения и Белорусского университета транспорта изучили возможность запуска грузового движения по ВСМ. Они пришли к выводу, что это позволит быстрее окупить создание дорогостоящей инфраструктуры высокоскоростной магистрали.
Исследователи предложили использовать на ВСМ грузовые контейнерные поезда. Перед другими видами товарняков эти составы имеют ряд существенных преимуществ:
* легкость – по своему весу грузовые контейнерные поезда принципиально не отличаются от пассажирских составов, поэтому не нанесут ущерба инфраструктуре ВСМ;
* герметичность – в отличие от полувагонов контейнеры плотно закрыты;
* дорогие грузы – контейнерные перевозки применяются для доставки товаров с высокой добавленной стоимостью;
* возможность перевозки разных грузов – в зависимости от типа груза применяются разные модели контейнеров, однако перевозятся они на фитинговых платформах, для них на ВСМ авторы исследования считают возможным ввести единый стандарт.
На ВСМ предлагается организовать следующую схему движения поездов:
– высокоскоростные пассажирские поезда смогут разгоняться до 400 км/ч;
– скорость региональных пассажирских экспрессов – до 250 км/ч;
– контейнерным поездам предлагается ездить со скоростью до 200 км/ч.
Для развития скоростного грузового движения авторы исследования считают необходимым создание системы интеграции веток ВСМ с классической сетью железных дорог. Это позволит скоростным грузовым контейнерным поездам с минимальными эксплуатационными потерями добираться до пунктов назначения.
Мировой опыт показывает, что грузовое сообщение на высокоскоростных магистралях может осуществляться успешно. Это не только повышает окупаемость инвестиций в железнодорожную инфраструктуру, но и оказывает положительный макроэкономический эффект как для грузоотправителей, так и для получателей товаров.
«Планируемый каркас ВСМ совпадает с направлениями основных международных транспортных коридоров «Западная Европа – Западный Китай» и «Север – Юг». ВСМ, таким образом, представляет собой востребованный инфраструктурный резерв для приоритетного пропуска контейнеропотока на особо загруженных направлениях», – подчеркивают авторы исследования.
По оценкам авторов исследования, внедрение грузового движения на ВСМ позволит удовлетворить спрос на быструю доставку высокотарифных грузов. Параллельно по существующей сети железных дорог упростится доставка массовых грузов, что также позволит осуществлять перевозки быстрее.