Как сделать перелет безопаснее для пассажиров и перевозчиков? Участники Индустриального центра компетенций (ИЦК) «Авиационный транспорт» уже два года работают над новыми ИТ-продуктами, которые решают эти вопросы, а также помогают бронировать билеты, выявлять дебоширов и хранить данные. Продолжаем рассказывать о проектах коллег из транспортных ИЦК.
ИЦК «Авиационный транспорт» объединил крупнейшие авиакомпании России для создания импортонезависимых ИТ-решений. Всего В ИЦК реализуется четыре проекта, два из них уже запущены. О преимуществах российских сервисов, их надежности и безопасности рассказали представители вендоров и заместитель генерального директора по информационным технологиям ПАО «Аэрофлот» Антон Мацкевич.
«Мы поставили для себя цель создать единую систему, которая будет полностью учитывать ремонты и технические изменения на каждом воздушном судне, независимо от того, какой компании оно принадлежит. Это ресурс для производителей воздушных судов, авиакомпаний, для ремонтных и лизинговых предприятий. И еще систему будет использовать государство, чтобы в режиме реального времени контролировать состояние самолетов», – говорит Антон Мацкевич.
Помимо использования самого современного технологического стека – микросервисной архитектуры, баз данных PostgreSQL, операционной системы Astra Linux – вендор прорабатывает возможность внедрения искусственного интеллекта для прогнозирования ремонтов и отказов. Система строится по модульному принципу: можно установить только необходимый модуль в зависимости от бизнес-процессов, которые нужно автоматизировать. По результатам проекта продукт войдет в реестр отечественного ПО.
Система объединит авиарынок и государство и фактически станет основой для создания электронного паспорта воздушного судна.
Разработчики ставят перед собой глобальную задачу создать единое отраслевое решение. Для этого ИЦ ИАС собирает и консолидирует технические требования всех участников рынка.
«Система повысит и обеспечит безопасную эксплуатацию воздушных судов, оптимизирует информационное обеспечение процессов материально-технического снабжения, ремонтов и обслуживания воздушных судов», – отмечает генеральный директор ООО «ИЦ ИАС» Илья Клюев.
В 2022 году российские компании перешли с зарубежных сервисов бронирования на российские. Самым массовым сервисом, который используют авиакомпании, стала система «Леонардо». «Леонардо» – продукт для пассажиров и перевозчиков. Смешанная оплата милями, программы лояльности, гибкие условия пересадки важны для путешественников. Но разработчики не забывают и об авиакомпаниях: традиционно управленческие решения принимают на основе статистики системы бронирования.
«Перевозчики получат новый продукт – интерактивный интеграционный шлюз между «Леонардо» и системами управления доходами авиакомпаний. Решение на основе искусственного интеллекта позволит в реальном времени управлять маржинальностью и повышать конкурентоспособность», – рассказывает директор по развитию АО «РТ-Проектные технологии» Александр Кужекин.
В 2024 году системой «Леонардо» пользуются 64 перевозчика. У компании уже есть два экспортных контракта – с белорусской «Белавиа» и ведущей авиакомпанией Венесуэлы Conviasa.
Над авиационной безопасностью совместно работают множество различных служб и подразделений, а в основе их взаимодействия лежит информационная система. Импортозамещающий проект АСУ АБ обеспечивает сбор, анализ и передачу информации для принятия быстрых и точных управленческих решений. Продукт интегрируется с производственными системами авиакомпании и позволяет максимально оперативно выявлять события, связанные с рисками и угрозами.
Программное обеспечение компании «Шэйр-С» входит в единый реестр российского ПО. У продукта модульная архитектура, и использовать его можно не только в авиации. Система подойдет и для сферы морских и железнодорожных перевозок.
«Ряд модулей предназначен для автоматизации работы с нарушителями. Система ведет базу данных инцидентов и штрафов. Есть профайл по деструктивным пассажирам, система интегрирована с сервисами бронирования и стойками регистрации. По законодательству возможно временное отстранение таких пассажиров от полетов. Отчеты и рапорты для дальнейшего анализа и улучшения мер обеспечения безопасности формируются автоматически и направляются руководству», – отмечает генеральный директор ООО «Шэйр-С» Николай Лебедев.
Система собирает факты о состоянии более 120 аэропортов и анализирует свыше 700 параметров безопасности. Проект находится уже на финальном этапе: завершается процесс перехода формирования отчетности на российский модуль.
Авиакомпании сталкиваются с необходимостью передачи огромного количества информации между собой, в том числе с содержанием персональных данных. Например, при вылете из пункта А в пункт Б самолет направляет вылетную телеграмму со списком пассажиров и груза.
Пользователи системы не только авиакомпании, но и аэропорты, кейтеринг, сервисные службы, которые подгоняют трапы и убирают воздушное судно. В 2022 году ведущие мировые операторы SITA и ARINC ушли из России, и отечественный рынок начал искать новое решение. Так, «ЗащитаИнфоТранс» совместно со специалистами Ростелекома за 9 месяцев создали российский аналог.
Сегодня ИС АСП обслуживает 56 российских и 4 зарубежных аэропорта, 17 российских и 19 зарубежных авиакомпаний.
«Перед нами стояла задача сделать суверенную сеть на новом стеке технологии, на импортонезависимых решениях, чтобы исключить передачу информации по внутренним перевозкам за пределы страны и, конечно, обеспечить наших клиентов и пассажиров привычным для них сервисом», – говорит генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов.
В скором времени разработчик планирует создание системы передачи сообщений «борт – земля» по наземной сети. Она призвана заместить систему ACARS. Возможно, этот проект тоже войдет в ИЦК.
ГИС ЭПД станет основой Национальной цифровой транспортно-логистической платформы
Его протяженность составит 129 километров
На базе мессенджера функционирует Единая корпоративная система обмена сообщениями в РЖД
Проект выведет транспортную отрасль на новый уровень технологического развития