РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Цифровые решения под крылом самолета
Проекты

Цифровые решения под крылом самолета

Какие ИТ-системы создаются российскими разработчиками для повышения безопасности полетов

16:05, 14 мая 2024

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Как сделать перелет безопаснее для пассажиров и перевозчиков? Участники Индустриального центра компетенций (ИЦК) «Авиационный транспорт» уже два года работают над новыми ИТ-продуктами, которые решают эти вопросы, а также помогают бронировать билеты, выявлять дебоширов и хранить данные.  Продолжаем рассказывать о проектах коллег из транспортных ИЦК.

ИЦК «Авиационный транспорт» объединил крупнейшие авиакомпании России для создания импортонезависимых ИТ-решений. Всего В ИЦК реализуется четыре проекта, два из них уже запущены. О преимуществах российских сервисов, их надежности и безопасности рассказали представители вендоров и заместитель генерального директора по информационным технологиям ПАО «Аэрофлот» Антон Мацкевич.

Автоматизированной системы поддержания летной годности: ИИ составит график ремонтов самолета

«Мы поставили для себя цель создать единую систему, которая будет полностью учитывать ремонты и технические изменения на каждом воздушном судне, независимо от того, какой компании оно принадлежит. Это ресурс для производителей воздушных судов, авиакомпаний, для ремонтных и лизинговых предприятий. И еще систему будет использовать государство, чтобы в режиме реального времени контролировать состояние самолетов», – говорит Антон Мацкевич.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Помимо использования самого современного технологического стека – микросервисной архитектуры, баз данных PostgreSQL, операционной системы Astra Linux – вендор прорабатывает возможность внедрения искусственного интеллекта для прогнозирования ремонтов и отказов. Система строится по модульному принципу: можно установить только необходимый модуль в зависимости от бизнес-процессов, которые нужно автоматизировать. По результатам проекта продукт войдет в реестр отечественного ПО.

Система объединит авиарынок и государство и фактически станет основой для создания электронного паспорта воздушного судна.

Разработчики ставят перед собой глобальную задачу создать единое отраслевое решение. Для этого ИЦ ИАС собирает и консолидирует технические требования всех участников рынка.

«Система повысит и обеспечит безопасную эксплуатацию воздушных судов, оптимизирует информационное обеспечение процессов материально-технического снабжения, ремонтов и обслуживания воздушных судов», – отмечает генеральный директор ООО «ИЦ ИАС» Илья Клюев.

Переход на отечественную автоматизированную систему оформления воздушных перевозок (АИС ОВП)

В 2022 году российские компании перешли с зарубежных сервисов бронирования на российские. Самым массовым сервисом, который используют авиакомпании, стала система «Леонардо». «Леонардо» – продукт для пассажиров и перевозчиков. Смешанная оплата милями, программы лояльности, гибкие условия пересадки важны для путешественников. Но разработчики не забывают и об авиакомпаниях: традиционно управленческие решения принимают на основе статистики системы бронирования.

«Перевозчики получат новый продукт – интерактивный интеграционный шлюз между «Леонардо» и системами управления доходами авиакомпаний. Решение на основе искусственного интеллекта позволит в реальном времени управлять маржинальностью и повышать конкурентоспособность», – рассказывает директор по развитию АО «РТ-Проектные технологии» Александр Кужекин.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

В 2024 году системой «Леонардо» пользуются 64 перевозчика. У компании уже есть два экспортных контракта – с белорусской «Белавиа» и ведущей авиакомпанией Венесуэлы Conviasa.

Автоматизированная информационная система управления авиационной безопасности (АСУ АБ): дебоширы под наблюдением

Над авиационной безопасностью совместно работают множество различных служб и подразделений, а в основе их взаимодействия лежит информационная система. Импортозамещающий проект АСУ АБ обеспечивает сбор, анализ и передачу информации для принятия быстрых и точных управленческих решений. Продукт интегрируется с производственными системами авиакомпании и позволяет максимально оперативно выявлять события, связанные с рисками и угрозами.

Программное обеспечение компании «Шэйр-С» входит в единый реестр российского ПО. У продукта модульная архитектура, и использовать его можно не только в авиации. Система подойдет и для сферы морских и железнодорожных перевозок.

«Ряд модулей предназначен для автоматизации работы с нарушителями. Система ведет базу данных инцидентов и штрафов. Есть профайл по деструктивным пассажирам, система интегрирована с сервисами бронирования и стойками регистрации. По законодательству возможно временное отстранение таких пассажиров от полетов. Отчеты и рапорты для дальнейшего анализа и улучшения мер обеспечения безопасности формируются автоматически и направляются руководству», – отмечает генеральный директор ООО «Шэйр-С» Николай Лебедев.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Система собирает факты о состоянии более 120 аэропортов и анализирует свыше 700 параметров безопасности. Проект находится уже на финальном этапе: завершается процесс перехода формирования отчетности на российский модуль.

Информационная система «Авиационная сервисная платформа» (ИС АСП): как хранить данные о полете

Авиакомпании сталкиваются с необходимостью передачи огромного количества информации между собой, в том числе с содержанием персональных данных. Например, при вылете из пункта А в пункт Б самолет направляет вылетную телеграмму со списком пассажиров и груза.

Пользователи системы не только авиакомпании, но и аэропорты, кейтеринг, сервисные службы, которые подгоняют трапы и убирают воздушное судно. В 2022 году ведущие мировые операторы SITA и ARINC ушли из России, и отечественный рынок начал искать новое решение. Так, «ЗащитаИнфоТранс» совместно со специалистами Ростелекома за 9 месяцев создали российский аналог.

Сегодня ИС АСП обслуживает 56 российских и 4 зарубежных аэропорта, 17 российских и 19 зарубежных авиакомпаний.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

«Перед нами стояла задача сделать суверенную сеть на новом стеке технологии, на импортонезависимых решениях, чтобы исключить передачу информации по внутренним перевозкам за пределы страны и, конечно, обеспечить наших клиентов и пассажиров привычным для них сервисом», – говорит генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов.

В скором времени разработчик планирует создание системы передачи сообщений «борт – земля» по наземной сети. Она призвана заместить систему ACARS. Возможно, этот проект тоже войдет в ИЦК.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности