РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
«Цифровой уровень» упростит прокладку железных дорог
Проекты

«Цифровой уровень» упростит прокладку железных дорог

Рост производственной эффективности после ввода технологии составит 30–50%. Технология применяется для всех сфер, где необходимо точное измерение угла отклонения поверхности от горизонтали и вертикали.

10:11, 11 мая 2023

Содержание
Содержание

Один из самых сложных этапов строительства железнодорожного пути – подготовка балластной призмы. Важно тщательно сделать основание, уклоны откосов призмы и песчаной подушки.

На путевой технике РЖД не всегда предусмотрены устройства, контролирующие положение рабочих органов с учетом уровня базы машины. Машинисты измеряют показатели без датчиков положения, на глаз или по устаревшей трособлочной системе. Это может приводить к ошибкам при подготовке, укладке и выправке пути. Много времени тратится на исправление ошибок, что особенно важно, если работы проходят в технологическое окно.

Прибор «Цифровой уровень» обеспечивает точность 1 мм и исключает роль человеческого фактора. Рост производственной эффективности после ввода технологии составит 30–50%. Технология применяется для всех сфер, где необходимо точное измерение угла отклонения поверхности от горизонтали и вертикали.

Решение

Первый прототип был создан на базе цифрового датчика DXL345. Прибор корректно работал только в лабораторных условиях, но не обеспечивал результаты в полях. Вибрационные воздействия влияли на качество данных. Современный прототип представляет собой спарку двух датчиков: акселерометра и гироскопа. Алгоритмы фильтрации данных позволяют устройству работать в самых сложных условиях, даже при вибродинамических нагрузках можно точно оцифровать положение по уровню и достичь нормативных значений. Программное обеспечение написано на языке программирования (С), выводная часть – на языке Kotlin, демонстрация данных возможна на любом телефоне Android по Bluetooth.

Прибор состоит из двух частей: измеряющей и выводной. Сам датчик положения можно закрепить в любом удобном месте машины благодаря магнитным креплениям. Устройство энергонезависимо до 30 часов работы, работает от одного литийионного аккумулятора типа 18650, имеет индикацию уровня заряда и стандартный порт для заряда type-c.

«Цифровой уровень» выглядит как датчик размером с обычный телефон, только в 5–7 раз толще. Беспроводная выводная часть (телефон с установленным приложением) принимает сигнал с измеряющей части по радиомодулю Bluetooth. Машинист видит данные в удобном интерфейсе программы на телефоне или планшете.

Испытание прототипа успешно прошло на электробалластере ЭЛБ-3 в Московской дирекции по ремонту пути РЖД при подъемке рельсошпальной решетки.

«Цифровой уровень» обеспечит рост производственной эффективности на 30-50%. Фото: Максим Каширин, пресс-служба ОАО «РЖД»
«Цифровой уровень» обеспечит рост производственной эффективности на 30-50%. Фото: Максим Каширин, пресс-служба ОАО «РЖД»

«Цифровой уровень» – одно из решений проекта «Комплексная оцифровка железнодорожной техники». Новое устройство обрабатывает восемь миллионов операций в секунду и дает точный результат. Потенциальный экономический эффект на один прибор – 910 тыс. руб. ежегодно.

В 2021 году проект «Комплексная оцифровка железнодорожной техники» признан победителем молодежного конкурса «Новое звено». На участие в конкурсе подали заявки более 2000 разработчиков. По результатам оценок экспертных комиссий регионального и центрального уровней в финал вышел 101 проект. Для защиты перед руководителями холдинга по решению Центральной экспертной группы было отобрано 13 проектов.

«Новое звено» – образовательная и коммуникационная площадка РЖД, позволяющая молодым новаторам презентовать свои идеи.

Интеграция с мобильным приложением

«Цифровой уровень» прост в применении. Для комфортного мониторинга эксперты РЖД разработали мобильное приложение для Android и iOS. Разработанное программное обеспечение доступно для самых старых версий смартфонов.

Одна из целей проекта – сделать максимально понятный интерфейс. На экране телефона в реальном времени двигается планка и поĸазывает отклонения по уровню положения. Машина передает данные на сервер для хранения и анализа, а результат можно видеть на дисплее. Технология работает в любой удаленной местности, где нет интернета. Телефон сохраняет информацию, а по мере приближения к источнику связи начнется передача данных на сервер.

Предпосылки

Один из самых сложных этапов строительства железнодорожного пути – это подготовка балластной призмы. Важно тщательно сделать основание, уклоны откосов призмы и песчаной подушки. Эту работу выполняют бульдозеры и грейдеры. Из-за отсутствия средств контроля за поднятой рельсошпальной решеткой машинисты проводили замеры на глаз, без датчика положения. Человеческий фактор не исключал ошибки при подъемке пути и риск аварийных ситуаций.

При этом конструкция и качество балластного слоя определяют важные параметры:

  • общее состояние железнодорожного пути;
  • уровень допускаемых скоростей движения поездов;
  • срок службы всех элементов верхнего строения пути;
  • затраты на содержание пути.

На устройстве была реализована автоматическая выправка пути. Цифровизация производственного процесса свела работу машиниста к функциям постановки задачи и контроля, исключив вероятность ошибки.

Один из самых сложных этапов строительства железнодорожного пути – подготовка балластной призмы. Фото: Shutterstock/FOTODOM
Один из самых сложных этапов строительства железнодорожного пути – подготовка балластной призмы. Фото: Shutterstock/FOTODOM

Сфера применения

Цифровое устройство уже использовали на разных видах техники:

  • щебнеочистительных машинах при вырезке балласта для соблюдения подуклонки земляного полотна;
  • отвалах грейдеров и бульдозеров для формирования нормативной основной площадки земляного полотна;
  • электробалластерах и выправочно-подбивочно-отделочных машинах при выправке пути по уровню.

Принцип работы «Цифрового уровня» эффективен не только при строительстве железных дорог. Механизм можно использовать на любой дорожно-строительной технике с отвалами. Технология востребована и при работе козловых и башенных кранов. Прибор «Цифровой уровень» можно успешно применять и в домашних условиях при установке натяжного потолка или сборке мебели.

1055 единиц техники с возможным применением «Цифрового уровня» числятся в настоящий момент в парке РЖД. Фото: Максим Каширин, пресс-служба ОАО «РЖД»
1055 единиц техники с возможным применением «Цифрового уровня» числятся в настоящий момент в парке РЖД. Фото: Максим Каширин, пресс-служба ОАО «РЖД»

Перспективы и эффективность

«Цифровой уровень» минимизирует потери от простоев и сокращает продолжительность рабочего времени на один и тот же процесс. Раньше после завершения технологической операции машинист тратил время на проверку результата, а сейчас можно просто достать смартфон и убедиться, что работа выполнена правильно. Экономисты оценивают, что рост производственной эффективности после ввода технологии составит 30–50%.

«Наш прототип прошел тестирование и готов к тиражированию на десятки тысяч экземпляров. Технология облегчает работу и гарантирует точность измерений. Это намного удобнее и быстрее, чем пытаться на глаз определить горизонталь. Ориентировочно экономия от внедрения одного прибора оценивается в 910 тыс. руб.», – отмечает один из авторов проекта Илья Рыбинцев.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
Ошибка
email
Подписка на новости

РЖД цифровой

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности