Техническое зрение поможет эффективно размещать вагоны на станциях
На первой крупной сортировочной станции РЖД задействовали компьютерное зрение для эффективного размещения вагонов.
20:45, 16 августа 2023
Проект «Комплекс компьютерного зрения для контроля занятости сортировочных путей» (КЗСП) охватывает всю сеть РЖД. Новая система будет установлена в приоритетном порядке на 23 крупных сортировочных станциях. Техническое зрение – это одно из звеньев более крупного проекта «Цифровая железнодорожная станция».
Технологии искусственного интеллекта проконтролируют занятость сортировочных путей на крупной сортировочной станции Кинель в Самарской области. РЖД установили комплекс компьютерного зрения, разработанный специалистами НИИАС.
По периметру Кинели инсталлированы камеры и датчики, собирающие данные о местоположении вагонов и скорости их движения, а также отслеживающие воздействие на путь.
Благодаря алгоритмам искусственного интеллекта данные обрабатываются, анализируются и предлагаются лучшие варианты размещения вагонов в парке.
В результате сокращается время на формирование составов, а сам процесс становится более безопасным. К тому же это позволит улучшить заполняемость путей.
В процессе разработки системы, которая будет тиражирована и на другие станции, специалисты НИИАС улучшают систему.
Сейчас дополнительно проектируют три аналогичных комплекса для крупных сортировочных станций РЖД.
И. о. первого заместителя директора ростовского филиала НИИАС Иван Ольгейзер:
«Например, уже сейчас нами усовершенствован процесс калибровки системы, который осуществляется через АРМ. Кроме того, функции определения динамики движения вагонов и диагностики продольного профиля путей были разработаны уже после внедрения системы в постоянную эксплуатацию. Благодаря заинтересованности эксплуатирующего персонала станции Кинель в настоящее время разрабатывается новый функционал системы, включающий оповещение о повышенных скоростях соударения, выхода из третьей тормозной позиции и некоторые другие».
Для того чтобы на станции внедрить КЗСП, потребуется установить новые средства автоматизации и оборудование.
«Сейчас на некоторых станциях установлены обычные системы видеонаблюдения, результаты с которых обрабатываются вручную. КЗСП – более сложная система, которая предназначена для оцифровки изображений, автоматического детектирования на изображениях подвижного состава, их составных частей, узлов и механизмов, а также изменения их положения и состояния во времени. КЗСП помогает персоналу экономить время, повысить качество работы, улучшить эффективность наблюдения за железнодорожными путями и т.д.», – объяснил Иван Ольгейзер.
В перспективе компьютерное зрение на железнодорожных станциях обеспечит полностью автоматический контроль путей и вагонов в сортировочном парке, рассказали представители НИИАС.
Помимо сортировочных станций, техническое зрение поможет определять нештатные ситуации на любых железнодорожных путях (наличие посторонних людей, отсутствие сигнальных жилетов и пр.), рассказали представители НИИАС.
Техническое зрение – это одно из звеньев более крупного проекта «Цифровая железнодорожная станция», который позволит полностью автоматизировать технологическую цепочку процесса расформирования-формирования составов с повышением эффективности и безопасности сортировочных станций.
Техническое зрение охватывает всю сеть дорог РЖД, в приоритетном порядке новая система будет установлена на 23 крупных сортировочных станциях, на которых внедрена система КСАУ СП. Проект включен в план модернизации и автоматизации сортировочных станций.
Кроме того, технологию компьютерного зрения можно использовать для анализа профилей сортировочных путей, а также для диагностики ситуаций превышения скоростей соударения вагонов, повлекших порчу вагонов. Ее, к примеру, планирует внедрить служба вагонного хозяйства.