РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erid:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Как система автоматической установки маршрутов экономит время диспетчеров
Проекты

Как система автоматической установки маршрутов экономит время диспетчеров

Разработанная НИИАС обеспечит безопасное движение поездов

11:46, 07 декабря 2023

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Интеллектуальная система автоматизирует работу поездного диспетчера на 30%. Персонал освобождается от рутинных операций, контролирует работу программы и при необходимости вносит корректировки. Технология внедрена на 21 диспетчерском участке железных дорог. Ее дальнейшее применение продолжится после исключению импортозависимых программных компонентов системы в 2024 году.

Чем занимается поездной диспетчер? Этот человек полностью отвечает за движение на участке железной дороги ― время стоянки, формирование составов, график отправления, прибытия и многое другое. На сети железных дорог одновременно курсируют тысячи грузовых, пассажирских и пригородных поездов. Сложно представить, какая ответственность лежит на диспетчере и какой штат сотрудников нужен для безопасной работы. Решение этого вопроса предложили эксперты НИИАС: система автоматической установки маршрутов (АУМ) освободит диспетчеров от рутинных операций и обеспечит безопасное движение поездов. На работу модуля не влияет объем поездопотока, а значит, увеличение численности персонала на участках не требуется. Программа анализирует маршруты движения, технические возможности железнодорожных путей и станций, автоматически составляет расписание для каждого состава. У диспетчера остается главная функция ― контроль.

Сергей Гусев/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Сергей Гусев/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Как функционирует система АУМ

Этапы работы:

◆ В систему поступают суточный вариантный график и постоянно обновляемая текущая поездная ситуация;
◆ Программа формирует расписание для каждого поезда с учетом всех его особенностей и текущих возможностей инфраструктуры;
◆ Сформированный план установки маршрутных заданий передается в модуль АУМ, который во взаимодействии с диспетчерской централизацией обеспечивает своевременный перевод стрелок для поездов, следующих по участку.

В результате процесс установки маршрутов становится автоматизированным. Система учитывает особенности поезда и технические возможности инфраструктуры. Поездной диспетчер может внести корректировки, после чего подтверждает план пропуска.

Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney
Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

Таким образом, умная система снижает нагрузку на диспетчеров на 30% и открывает новые возможности персоналу:
•    контролировать текущую поездную обстановку;
•    видеть точное местоположение поездов на основании данных низовой автоматики и спутниковой навигации;
•    вести мониторинг установки маршрутов.

Система автоматической установки маршрутов (АУМ) освободит диспетчеров от рутинных операций и обеспечит безопасное движение поездов.

Поездному диспетчеру нужно только контролировать штатную работу системы. При сбоях она посылает сигналы, и диспетчер может перейти на ручное управление или внести необходимые корректировки без выхода из автоматического режима.
Эффект предлагаемых мероприятий для РЖД выражается в отсутствии необходимости привлечения дополнительного персонала при увеличении размеров движения. Также автоматизация установки маршрутов минимизирует вероятность возникновения ошибок в следствии человеческого фактора, в том числе за счет снижения нагрузки на диспетчера.

История создания

Разработка системы автоматической установки маршрутов (АУМ) ― этап большого научно-технического проекта «Создание современных систем управления движением поездов и обеспечения безопасности движения». Исполнителем работ стал Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС) совместно с Проектно-конструкторско-технологическим бюро автоматики и телемеханики (ПКТБ ЦШ).

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Работы стартовали в 2009 году: в основе решения для системы АУМ лежала инновационная система «Автодиспетчер». Она позволяет в режиме реального времени полностью контролировать скоростные, пассажирские, пригородные и грузовые перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом. Система сама определяет график движения поездов и осуществляет диагностику состояния инфраструктуры. В составе решений системы «Автодиспетчер» специалисты НИИАС создали систему автоматической установки маршрутов.

В настоящее время система АУМ внедрена на 21 диспетчерском участке Октябрьской, Восточно-Сибирской, Красноярской, Забайкальской и Московской железных дорог.

Первые итоги отмечены в 2011 году: систему сдали в постоянную эксплуатацию на станциях Гряды и Большая Вишера. А в конце 2015 года уже 23 станции скоростного хода заработали в режиме автоматической установки маршрутов. Разработки нашли применение при создании автоматизированной системы управления движением (АСУ-Д) в Сочи на участке движения поездов «Ласточка». В России на олимпийском полигоне эта техника внедрялась впервые. Сегодня механизмы АУМ стали обязательной частью комплекса диспетчерского управления Единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте (ИСУЖТ).

Перспективы

В сентябре 2023 года Центральная дирекция управления движением завершила оформление заявочной документации на разработку комплекса автоматической установки маршрутов для станций Московских центральных диаметров (КРС-БРИЗ). Следующий этап работы ― апробация комплекса на станции Лихоборы. В дальнейшем планируется оснащение им станций Московских центральных диаметров.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

«Использование комплекса снизит нагрузку на дежурного по станции, что особенно важно для периода пиковых нагрузок при их неравномерном распределении в течение смены. Это минимизирует риск возникновения любых нарушений, связанных с обеспечением безопасности движения, а также повысит надежность выполнения расписания», ― говорит заместитель генерального директора АО «НИИАС» Алексей Калинин.

В настоящее время система АУМ внедрена на 21 диспетчерском участке Октябрьской, Восточно-Сибирской, Красноярской, Забайкальской и Московской железных дорог. До конца 2024 года пройдут работы по исключению импортозависимых программных компонентов системы. После этого продолжится дальнейшее внедрение модуля на объектах РЖД.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности