Как система автоматической установки маршрутов экономит время диспетчеров
Разработанная НИИАС обеспечит безопасное движение поездов
11:46, 07 декабря 2023
Интеллектуальная система автоматизирует работу поездного диспетчера на 30%. Персонал освобождается от рутинных операций, контролирует работу программы и при необходимости вносит корректировки. Технология внедрена на 21 диспетчерском участке железных дорог. Ее дальнейшее применение продолжится после исключению импортозависимых программных компонентов системы в 2024 году.
Чем занимается поездной диспетчер? Этот человек полностью отвечает за движение на участке железной дороги ― время стоянки, формирование составов, график отправления, прибытия и многое другое. На сети железных дорог одновременно курсируют тысячи грузовых, пассажирских и пригородных поездов. Сложно представить, какая ответственность лежит на диспетчере и какой штат сотрудников нужен для безопасной работы. Решение этого вопроса предложили эксперты НИИАС: система автоматической установки маршрутов (АУМ) освободит диспетчеров от рутинных операций и обеспечит безопасное движение поездов. На работу модуля не влияет объем поездопотока, а значит, увеличение численности персонала на участках не требуется. Программа анализирует маршруты движения, технические возможности железнодорожных путей и станций, автоматически составляет расписание для каждого состава. У диспетчера остается главная функция ― контроль.
Как функционирует система АУМ
Этапы работы:
◆ В систему поступают суточный вариантный график и постоянно обновляемая текущая поездная ситуация;
◆ Программа формирует расписание для каждого поезда с учетом всех его особенностей и текущих возможностей инфраструктуры;
◆ Сформированный план установки маршрутных заданий передается в модуль АУМ, который во взаимодействии с диспетчерской централизацией обеспечивает своевременный перевод стрелок для поездов, следующих по участку.
В результате процесс установки маршрутов становится автоматизированным. Система учитывает особенности поезда и технические возможности инфраструктуры. Поездной диспетчер может внести корректировки, после чего подтверждает план пропуска.
Таким образом, умная система снижает нагрузку на диспетчеров на 30% и открывает новые возможности персоналу:
• контролировать текущую поездную обстановку;
• видеть точное местоположение поездов на основании данных низовой автоматики и спутниковой навигации;
• вести мониторинг установки маршрутов.
Система автоматической установки маршрутов (АУМ) освободит диспетчеров от рутинных операций и обеспечит безопасное движение поездов.
Поездному диспетчеру нужно только контролировать штатную работу системы. При сбоях она посылает сигналы, и диспетчер может перейти на ручное управление или внести необходимые корректировки без выхода из автоматического режима.
Эффект предлагаемых мероприятий для РЖД выражается в отсутствии необходимости привлечения дополнительного персонала при увеличении размеров движения. Также автоматизация установки маршрутов минимизирует вероятность возникновения ошибок в следствии человеческого фактора, в том числе за счет снижения нагрузки на диспетчера.
История создания
Разработка системы автоматической установки маршрутов (АУМ) ― этап большого научно-технического проекта «Создание современных систем управления движением поездов и обеспечения безопасности движения». Исполнителем работ стал Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС) совместно с Проектно-конструкторско-технологическим бюро автоматики и телемеханики (ПКТБ ЦШ).
Работы стартовали в 2009 году: в основе решения для системы АУМ лежала инновационная система «Автодиспетчер». Она позволяет в режиме реального времени полностью контролировать скоростные, пассажирские, пригородные и грузовые перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом. Система сама определяет график движения поездов и осуществляет диагностику состояния инфраструктуры. В составе решений системы «Автодиспетчер» специалисты НИИАС создали систему автоматической установки маршрутов.
В настоящее время система АУМ внедрена на 21 диспетчерском участке Октябрьской, Восточно-Сибирской, Красноярской, Забайкальской и Московской железных дорог.
Первые итоги отмечены в 2011 году: систему сдали в постоянную эксплуатацию на станциях Гряды и Большая Вишера. А в конце 2015 года уже 23 станции скоростного хода заработали в режиме автоматической установки маршрутов. Разработки нашли применение при создании автоматизированной системы управления движением (АСУ-Д) в Сочи на участке движения поездов «Ласточка». В России на олимпийском полигоне эта техника внедрялась впервые. Сегодня механизмы АУМ стали обязательной частью комплекса диспетчерского управления Единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте (ИСУЖТ).
Перспективы
В сентябре 2023 года Центральная дирекция управления движением завершила оформление заявочной документации на разработку комплекса автоматической установки маршрутов для станций Московских центральных диаметров (КРС-БРИЗ). Следующий этап работы ― апробация комплекса на станции Лихоборы. В дальнейшем планируется оснащение им станций Московских центральных диаметров.
«Использование комплекса снизит нагрузку на дежурного по станции, что особенно важно для периода пиковых нагрузок при их неравномерном распределении в течение смены. Это минимизирует риск возникновения любых нарушений, связанных с обеспечением безопасности движения, а также повысит надежность выполнения расписания», ― говорит заместитель генерального директора АО «НИИАС» Алексей Калинин.
В настоящее время система АУМ внедрена на 21 диспетчерском участке Октябрьской, Восточно-Сибирской, Красноярской, Забайкальской и Московской железных дорог. До конца 2024 года пройдут работы по исключению импортозависимых программных компонентов системы. После этого продолжится дальнейшее внедрение модуля на объектах РЖД.