РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranym7c39K
Проекты
09 августа 2023 (15:49)
Связанные статьи
Проекты
09 августа 2023 (15:49)
Связанные статьи
Содержание
Содержание

Новая система контроля путевой техники АС КРСПС сократит эксплуатационные расходы и сэкономит топливно-энергетические ресурсы предприятий РЖД. Она передает для анализа уже около 50 параметров работы моторельсового транспорта и порядка 200–300 – щебнеочистительной техники (в зависимости от модели) и продолжает развиваться. По предварительным планам весь парк путевой техники РЖД оснастят новой системой до 2026 года.

Чтобы данные о состоянии специального подвижного состава были объективны и точны, процесс оценки эффективности его работы начали автоматизировать.
Система контроля работы специального подвижного состава (АС КРСПС) позволяет провести полную диагностику техники и на основе полученных данных принять меры по сокращению непроизводительных потерь и ее простоя.

Внедрением и развитием АС КРСПС занимаются разработчики Научного информационно-аналитического центра (НИАЦ) АО «ВНИИЖТ». Это полностью российская разработка – специалисты НИАЦ обеспечивают весь жизненный цикл оборудования и программного обеспечения системы (разработку, изготовление, установку, анализ получаемых данных, обслуживание и ремонт).

Системой уже оснащено свыше 5 тыс. единиц специального подвижного состава РЖД – это путевые машины Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ), Дирекции по эксплуатации путевых машин (ЦДИМ), Центральной дирекции по ремонту пути (ЦДРП), Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог (ДКРЭ), «Трансэнерго».

Основной функционал АС КРСПС позволяет эффективно планировать использование техники и оперативно контролировать выполнение работ.  В отличие от большинства аналогичных систем мониторинга, контролирующих местоположение техники, конкурентное преимущество АС КРСПС – возможность использования ее в качестве интегратора, собирающего информацию о функционировании всех бортовых устройств.

Предпосылки проекта

От состояния путевой техники зависит качество ремонта и текущего содержания железнодорожной инфраструктуры. Поэтому важно следить за ее работоспособностью и своевременно проводить профилактические работы.
Оценить состояние специального подвижного состава можно благодаря данным о продолжительности и объемах выполненных им работ (наработке и выработке). Однако эта информация, заносимая диспетчерами и машинистами в рабочую программу вручную, не всегда достоверна и достаточна, а порой искажена. Например, данные о наработке заносятся по показаниям счетчика мото-часов специального подвижного состава, округляющего значения до целого часа, а об объеме выполненных работ – по железнодорожным координатам, в которых длина пикетов далеко не всегда соответствует 100 м.

Анализируемые параметры работы

АС КРСПС интегрирована во внутренние системы диагностики путевых машин, благодаря чему она получает и обрабатывает большое количество данных: в частности, о времени и месте работы, скорости движения, пробеге, оборотах двигателя, расходе топлива, давлении масла, напряжении и силе тока в бортовой сети, а также об объемах и качестве выполненных работ. Например, благодаря данным о количестве подбивок при работе выправочной техники, массе перемещенных крановой установкой грузов и объемах убранного снега можно оценить как качество выработки техники, так и расход эксплуатационных ресурсов отдельных узлов и агрегатов.

Информация поступает как со штатных бортовых датчиков и подсистем, входящих в состав оборудования машин, так и с подключаемых специализированных датчиков (например, ультразвуковых датчиков измерения объема убранного снега).
Для важнейших контролируемых параметров определены диапазоны допустимых значений, за пределами которых инциденты автоматически генерируются, происходит заполнение параметров маршрутных листов с их передачей в Автоматизированную систему управления эксплуатацией специального подвижного состава (АСУ СПС).

Директор НИАЦ АО «ВНИИЖТ» Евгений Шишков:
«Создание инструментов цифрового моделирования и мониторинга транспортных средств и объектов инфраструктуры является основным направлением нашей деятельности. Диагностика специального железнодорожного подвижного состава – достаточно сложной техники, отличающейся большим разнообразием типов и модификаций, – находится в стадии развития. В настоящее время наше оборудование передает для анализа уже около 50 параметров работы моторельсового транспорта, для машин типа ЩОМ-1400 – свыше 200 диагностических параметров, а для более сложной машины ЩОМ-2000 число этих параметров составляет около 300. Благодаря встроенным в бортовое оборудование АС КРСПС современным цифровым интерфейсам обмена данными есть возможность практически неограниченного расширения числа контролируемых параметров и функциональных возможностей лишь путем обновления программного обеспечения системы».

Цифровые инструменты

При разработке системы использовались современные решения, в честности технология цифрового двойника. Так, разработчики записали и проанализировали максимально доступное количество параметров работы техники, запротоколировали их работу и выстроили модель, по которой в дальнейшем создали алгоритмы и программное обеспечение АС КРСПС.

Главный конструктор НИАЦ АО «ВНИИЖТ» Вадим Кунгурцев:
«Ежедневно с оборудования поступают десятки миллионов цифровых сообщений, каждое из которых несет объективную информацию о работе путевых машин в определенные моменты времени. За все время работы оборудования накоплены очень большие объемы данных, которые позволяют не только проводить мгновенную оценку, но и увидеть тенденции развития, – это та самая технология BigData».

Перспективы использования системы

В планах разработчиков – трансформировать АС КРСПС в цифровую платформу, чтобы оценивать не только жизненные показатели по отдельным единицам техники, но и бизнес-процессы в различных разрезах: например, сравнивать, насколько эффективно используется техника определенных моделей на различных предприятиях или дорогах либо насколько часто техника выходит из строя в различных климатических условиях (в теплых или холодных).

Главный конструктор НИАЦ АО «ВНИИЖТ» Вадим Кунгурцев:
«Совместно с руководителями АО «РЖД» мы ищем пути дальнейшего развития систем мониторинга техники. Внедряем технологии контроля технического состояния техники по измеряемым диагностическим параметрам. Стоит отметить, что задачи технической диагностики – достаточно сложное направление науки, требующее системного подхода. Тем не менее в перспективе, при переходе к эксплуатации специального подвижного состава по контракту жизненного цикла, именно системы диагностики и мониторинга позволят обеспечить прозрачность всех процессов, выявлять как конструктивные особенности и недостатки техники, так и нарушения технологий ее эксплуатации».

Заложенные в оборудование АС КРСПС возможности по расширению функционала позволяют интегрироваться практически с любыми современными бортовыми системами специального подвижного состава: приборами безопасности, системами управления и внутренней диагностики узлов и агрегатов, контроля расхода топлива, радиогромкоговорящего оповещения, пожаротушения. Для этого достаточно обновить программное обеспечение системы. Поэтому в среднесрочной перспективе АС КРСПС будет оснащен весь парк специального подвижного состава АО «РЖД».
Кроме того, полученный положительный опыт создания и внедрения системы позволяет масштабировать полученные решения на другие виды железнодорожной техники – например, на моторвагонный подвижной состав.

Директор НИАЦ АО «ВНИИЖТ» Евгений Шишков:

«В руках руководителей предприятий появился инструмент, дающий возможность анализа использования техники предприятия и сокращения на его основе непроизводительных потерь, простоя техники, экономии топливно-энергетических ресурсов».

Автор

Юлия Антич Тематика: цифровые технологии, образование
Проекты
09 августа 2023 (15:49)
Вернуться назад
Поделиться >

Журналы

Новости

В раздел
Информсистема поможет оценить состояние искусственных сооружений на железнодорожной сети

Автоматизированная диагностика повысит уровень управленческих решений и оптимизирует эксплуатационные расходы

14 июля 2025
Андрей Никитин назначен на пост министра транспорта России

Накануне он был назначен исполняющим обязанности министра транспорта

08 июля 2025

Важное

Связь на скорости
14 июля 2025
Платформа для соревнований
24 июня 2025
Грузоперевозкам добавят удобства
09 июня 2025