В отечественном железнодорожном машиностроении сейчас реализуются сразу несколько проектов, которые позволят усилить технологический суверенитет предприятий отрасли. Четыре из них – в рамках профильного ИЦК. Они решают задачи развития отечественного софта в сфере производства, технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Ещё шесть заявок ждут одобрения со стороны Минцифры.
Ранее мы много писали о работе индустриального центра компетенций (ИЦК) «Железнодорожный транспорт и логистика». Сегодня расскажем, какие проекты реализует ИЦК «Железнодорожное машиностроение». Помогут нам эксперты «Трансмашхолдинга» и других компаний, входящих в этот ИЦК.
В 2022 году было сформировано 17 стратегических проектов, 10 из них одобрено ИЦК, а четыре внесены президиумом правительственной комиссии в список особо значимых. Два из четырех проектов – «Умная диагностика» и «Цифровой формуляр (паспорт) изделия» – уже реализуются. Работу по ним планируется завершить к 2025 году
В основе ИТ-ландшафта ИЦК «Железнодорожное машиностроение» лежит карта технологических потребностей компаний, которую сформировали эксперты отрасли. По их данным, более 90% запросов бизнеса касаются интеграции существующих решений в системы управления жизненным циклом изделия, а также систем управления предприятием.
Проект «Умная диагностика» разработан по заказу компании «Метровагонмаш» (входит в группу «ТМХ»). Его реализация позволит повысить технический контроль, анализ и прогнозирование состояния установок подвижного состава. Это обеспечит оптимизацию процессов технического и профилактического обслуживания, повышения надежности и бесперебойности работы.
Руководитель проекта «Умная диагностика» Андрей Рыбаков:
«В рамках проекта планируется внедрение системы предиктивной аналитики и диагностики. Она будет адаптирована под силовые генерирующие установки на подвижном составе, локомотивах, вагонах метро. Эти установки применяются также в нефтегазовой отрасли, в энергетике, что дает возможность кросс-отраслевого использования программного продукта. То есть стоит задача создать не узкозаточенную разработку, а импортозамещающее решение, которое будет применяться в разных сферах промышленности. Причем мы доработаем систему до уровня мировых аналогов».
Заказчиком проекта «Цифровой формуляр (паспорт) изделия» выступил «ЛокоТех-Сервис». Разрабатываемое решение является современным программным обеспечением, которое фиксирует состояние изделий, изменение их технических характеристик и состава, процессы ремонта и эксплуатации. Кроме этого, оно обеспечивает автоматизацию взаимодействия участников процесса по заранее согласованным алгоритмам.
Сергей Михайлов, руководитель проекта «Цифровой формуляр (паспорт) изделия»:
«Основная задача проекта – развитие отечественной разработки до такого уровня, чтобы она смогла не просто полностью заменить иностранные аналоги, но и превзойти их. Мы внедрим ИТ-решение, которое формирует доверенное информационное пространство, необходимое для сбора данных по всему жизненному циклу изделия. Оно станет основным для проектирования надежных, эффективных локомотивов. В программном продукте применяется технология блокчейн, которая обеспечивает неизменность данных и синхронизацию между всеми участниками жизненного цикла. Это дает дополнительные эффекты: минимизацию операционных издержек, исключение любых разногласий, возможность дополнительной надстройки различного функционала посредством смарт-контракта».
Два других утвержденных ИЦК проекта ожидают грантового финансирования. Их внедрение планируется начать в следующем году.
Один из этих проектов – «1-D моделирование». Его цель – создать единую межотраслевую платформу компьютерного моделирования многодисциплинарных мехатронных систем, которая не будет уступать иностранным аналогам.
Другой – «Управление требованиями». Эта ИТ-система поможет формировать заказчикам и исполнителям согласованные требования к изделиям и оперативно вносить в них актуальные изменения. Все участники процесса смогут войти в систему и убедиться, что изделие или его составные части удовлетворяют заданным параметрам.
Оба проекта представляют собой межотраслевые решения для инженерных центров ведущих машиностроительных предприятий. Это программное обеспечение позволит сократить сроки и затраты на проектирование и испытания новых образцов изделий, ускорить вывод высокотехнологичной продукции на рынок, снизить стоимость на жизненном цикле и повысить надежность.
В настоящее время ведется сбор проектных заявок индустриальных центров компетенций второй очереди. ИЦК «Железнодорожное машиностроение» уже рассмотрел 11 проектов. Поддержку получили шесть из них, сейчас они ждут дальнейшей экспертизы со стороны Минцифры.
Заявки второй очереди ИЦК «Железнодорожное машиностроение»:
◆ «КБ внедрение: Цифровой двойник путевой железнодорожной техники»: переход на отечественный «Программный комплекс T-FLEX» с зарубежного CAD для развития инфраструктуры и обеспечения безопасности на железной дороге.
◆ «Завод-внедрение: Рабочие центры по производству путевой железнодорожной техники»: доработка программного комплекса T-FLEX, отвечающего за технологическую подготовку производства.
◆ «Корпоративная среда для управления жизненным циклом изделия»: создание единой информационной среды для управления конструкторскими данными при территориально распределенном КБ.
◆ «Корпоративная среда автоматизации планирования и проектирования технологических процессов»: создание единой информационной среды для управления технологическими данными и нормативной и технической документацией.
◆ «Система управления данным об изделии продукции вагоностроения на базе инженерного программного обеспечения АСКОН»: обеспечение технологического суверенитета в области разработки и проектирования продукции вагоностроение. Это обеспечивается внедрением отечественных систем инженерного проектирования и управления жизненным циклом изделия, а также построением интегрированной автоматизированной системы конструкторской подготовки производства (она включает в себя средства автоматизированного проектирования и управления жизненным циклом изделия).
◆ «Внедрение APS и элементов MES систем на базе программного обеспечения Омега»: разработка и принятие алгоритмов объемно-календарного и оперативного планирования, создание стройной системы планирования производства, автоматизация плана закупок. Разработка позволит повысить точность и качество планирования, а также сократит издержки, логистические и организационные простои производства.
На состоявшемся в конце июля демонстрационном дне ИЦК в рамках транспортного форума «PROдвижение» российские вендоры также представили свои разработки.
Компания «СФЕРА» презентовала облачную платформу интернета вещей для мониторинга и управления IoT x BPMS инфраструктурой. Это программное решение для сбора данных с технологических объектов, для мониторинга и дальнейшей интеграцией с ключевыми системами управления производством.
Компания xPLANET представила проект логистической экосистемы. Он предусматривает внедрение ИТ-продуктов для управления цепочками поставок в формате локальной и облачной установки. При этом обеспечивается полная адаптация к специфике деятельности предприятия.
Планируется, что проекты второй волны ИЦК будут утверждены до конца этого года.
Процесс импортозамещения не нарушил структуру бизнеса и планы производства, говорит эксперт ИЦК «Железнодорожное машиностроение» Константин Лобачев: «У всех предприятий, входящих в ИЦК, уровень технической оснащенности позволяет беспрепятственно производить выпуск продукции».
Импортозамещенные решения уже сформированы либо находятся на стадии финальной доработки, отмечает эксперт. «Это позволяет компаниям как из «меню» выбирать набор тех или иных отечественных решений, отказываясь от разработок вендоров, которые ушли с российского рынка», – говорит он.
Индустриальный центр компетенций «Железнодорожное машиностроение» входит в состав отраслевого комитета «Машиностроение», который возглавляет Минпромторг. В составе ИЦК семь компаний:
◆ «Трансмашхолдинг» (ТМХ)
◆ «Синара – Транспортные Машины» (СТМ)
◆ «Уралвагонзавод» (УВЗ)
◆ «Метровагонмаш»
◆ Группа «ПТК»
◆ Уральское конструкторское бюро вагоностроения (УКБВ)
◆ «РМ Рейл»
Первые сделки планируются в ближайшее время
Накануне он был назначен исполняющим обязанности министра транспорта
Роботы помогают сотрудникам отдела закупок и договорной работы
Планируется создать систему идентификации беспилотного транспорта