Развитие Дальнего Востока остается вектором государственной политики страны. Модернизацию региона ускорят проекты с использованием цифровых технологий. Их здесь реализуют крупнейшие отечественные компании, в том числе РЖД. Холдинг развивает электронный грузовой документооборот между железной дорогой и морским портом. В планах – развитие новых цифровых сервисов (в том числе на базе искусственного интеллекта) для создания современного транспортного и инфраструктурного комплекса в ДФО.
Как отметил в ходе пленарного заседания VIII Восточного экономического форума Президент РФ Владимир Путин, роль Дальнего Востока для страны и ее будущего в многополярном мире исключительно велика. Сегодня в ДФО работают важнейшие стратегические предприятия. При этом для поддержки деловых инициатив и в целом для экономики Арктики и Дальнего Востока, их жителей важны транспортные проекты. Так, особая роль отведена модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Вопрос развития БАМа и Транссиба становится все более актуальным в связи с разворотом экспортных поставок России на Восток.
«Существенно увеличена нагрузка на Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали, на порты. Такой разворот требует от нас более энергичных действий по развитию инфраструктуры, по модернизации Восточного полигона, по увеличению перевалочной мощности портов», – отметил полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев.
В эту работу активно включилась компания «РЖД». Совместно с другими участниками рынка она рассматривает варианты организации бесшовной доставки грузов разными видами транспорта с использованием ИТ-технологий. Речь, в частности, идет о создании цифрового сервиса для электронного оформления мультимодальных перевозок. По словам заместителя министра транспорта Дмитрия Баканова, это позволит заказывать перевозку груза от двери до двери в формате одного окна и консолидирует возможности всех участников рынка транспортной логистики. С 1 октября этого года в экспериментальном режиме будет отрабатываться связка «автомобильный транспорт – железная дорога» (основные документы, которые будут оформляться электронно, – транспортная накладная и путевой лист). Для этого автоматизированную систему «ЭТРАН» (электронная транспортная накладная) состыкуют с Государственной информационной системой электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
«Эксперимент покажет, какие еще нужно принять нормативные документы в этой сфере, чтобы сделать перевозочный процесс максимально эффективным, – подчеркнул Дмитрий Баканов. – В конечном счете электронный юридически значимый документооборот – это то, что позволит создать ядро развития мультимодальной логистики».
На втором этапе – в следующем году – планируется подключить к проекту Владивостокский морской торговый порт (входит в группу FESCO). В электронном виде можно будет оформлять шесть морских и речных перевозочных документов (в частности, коносамент). «У РЖД и FESCO нет никаких разногласий – порт и железная дорога работают как одно целое. Это единая технологическая схема с единой задачей – обеспечить ритмичную работу», – подчеркнул первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов.
Вопрос развития БАМа и Транссиба становится все более актуальным в связи с разворотом экспортных поставок России на Восток.
Сделать логистику на Дальнем Востоке цифровой помогают и другие технологии, реализация которых предусмотрена Стратегией цифровой трансформацией ОАО «РЖД» до 2025 года.
Например, РЖД и Дальневосточное морское пароходство (входит в группу FESCO) используют смарт-контракты при организации грузовых перевозок. Это электронный договор, заключенный с помощью криптографических протоколов и других механизмов цифровой безопасности, реализующийся на платформах блокчейн (распределенных реестров). Технология помогает организовать обмен информацией в многосторонних бизнес-процессах, использовать общие для всех участников принципы подтверждения и хранения данных об операциях.
«Это делает наше взаимодействие абсолютно прозрачным. Построена система цифрового доверия», – подчеркнул заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.
При участии компании FESCO в РЖД создан и другой сервис – «Интертран». «С помощью цифрового документооборота он позволяет на четверо суток сократить период прохождения процедур по оформлению перевозочных документов в порту и далее по этапам прохождения грузов», – отметил Евгений Чаркин.
В связи с переориентацией грузопотоков на Восток и необходимостью оперативной проработки логистических маршрутов популярностью среди грузоотправителей пользуется также сервис личного кабинета клиента. «К нему подключились 28 тыс. клиентов, из которых 5 тыс. – в этом году. За 8 месяцев этого года ими оформлено 1,5 млн электронных документов, что уже превысило объем прошлого года», – рассказал Евгений Чаркин.
Еще один востребованный сервис – электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП). «Через нее ежемесячно проходят более 20 тыс. вагоноотправок. На площадке работают 9,5 тыс. клиентов. Причем активно подключаются клиенты из-за рубежа – через ЭТП ГП с нами взаимодействуют клиенты уже из 15 стран», – добавил Евгений Чаркин.
На базе ЭТП ГП также развивается сервис оператора товарных поставок. Он разработан совместно с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей при поддержке Федеральной антимонопольной службы (ФАС). «По направлению «Нефтепродукты» все ключевые игроки рынка уже находятся на этой площадке. Прорабатываем аналогичный сервис для сегментов «Уголь» и «Лес», – пояснил Евгений Чаркин.
Чтобы цифровые решения и сервисы компании работали еще более эффективно, многие из них их дополнят элементами искусственного интеллекта.
«На горизонте до 2035 года в основе каждого бизнес-процесса будет лежать искусственный интеллект, который поможет принимать эффективные решения, – уверен Евгений Чаркин. – Ключевые направления, где мы видим перспективы внедрения ИИ, – планирование и моделирование, диагностика инфраструктуры».
Первые сделки планируются в ближайшее время
Накануне он был назначен исполняющим обязанности министра транспорта
Роботы помогают сотрудникам отдела закупок и договорной работы
Планируется создать систему идентификации беспилотного транспорта