Наставничество – мощный инструмент кадрового развития. С его помощью можно создать команду настоящих профессионалов, где каждый не просто выполняет свои задачи, но и стремится учиться, достигать новых высот. В РЖД выстраивают систему наставничества так, чтобы каждый работник – от молодого специалиста до руководителя – мог быстро адаптироваться к новым вызовам, развивать свои компетенции. Этот подход применяется и в цифровом блоке компании.
Наставничество как инструмент адаптации и передачи знаний и навыков – устоявшаяся практика. Оно применяется в 72% компаний в России (по данным «Авито Работы»). В «Российских железных дорогах» это направление также активно развивается. В филиалах и структурных подразделениях холдинга реализуются различные модели менторства. В цифровом блоке РЖД наставничество укрепляет профессиональные связи, помогает новым сотрудникам быстрее адаптироваться к работе и корпоративной культуре, повышает эффективность деятельности предприятий. «Наставничество в цифровом блоке – это не просто передача так называемых soft skills, или мягких навыков. Это помощь в интеграции в рабочий процесс, в крупную структуру, обладающую многообразием технологий», – сказала директор по работе с персоналом «РЖД-Технологий» Анастасия Зубова. Работа по развитию системы наставничества ведется регулярно. В этом году выделено два основных направления: «Молодежное наставничество» и «Управленческое наставничество».
Молодежное наставничество прежде всего инструмент первичной адаптации. Оно помогает новым сотрудникам в возрасте до 35 лет быстрее влиться в коллектив и понять, как устроена жизнь компании – от рабочих процессов до корпоративных ценностей. В формате «молодежь для молодежи» специалисты поддерживают друг друга, делятся Опытом и помогают освоиться на новом месте. Наставником может стать сотрудник цифрового блока не старше 35 лет. Его задача – поддерживать нового коллегу в процессе знакомства с местом работы и корпоративной культурой.
Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»:
«В РЖД накоплен значительный опыт по применению ИТ-решений. Как наставник, я готов делиться с подопечными опытом и видением новой цифровой бизнес-среды. Программа наставничества нацелена на то, чтобы ее участники становились проводниками ИТ-культуры, инициаторами новых подходов на производстве и настоящими лидерами цифровой трансформации, на которых в дальнейшем может опираться компания».
Молодые наставники не только делятся экспертизой, но и получают существенные преимущества: развивают управленческие компетенции, приобретают ценный опыт в менторстве, открывают перспективы карьерного роста, систематизируют собственные знания. Чтобы стать молодым наставником для коллег, нужно иметь стаж работы в ОАО «РЖД» от одного года, активно участвовать в молодежной жизни компании, проявлять инициативность и готовность передавать свои знания и опыт. Также надо обладать высокой степенью лояльности к компании и ответственным отношением к своему делу.
Что дает наставничество цифровому блоку компании:
При отборе наставников учитываются развитые коммуникационные навыки, отсутствие нареканий и дисциплинарных взысканий со стороны руководства за последний год. Сейчас в цифровом блоке насчитывается около 315 молодых наставников, их число постоянно увеличивается. Они проходят специальную очную подготовку, а также дистанционный курс обучения. «Наставническая пара находится в программе первые три месяца работы подопечного, но также важно задать импульс до конца первого года работы», – подчеркнула Анастасия Зубова.
Эффективность наставников оценивается по четким критериям: успешность адаптации сотрудника, достижение учебных целей, качество передаваемых знаний, отзывы от участников проекта. Система обратной связи работает на нескольких уровнях: личные встречи участников, специализированный чат общения, пульс-опрос. При реализации проекта кадровое подразделение получает мнения обеих сторон: наставника и подопечного. «Эффективность самой программы оценивается по уровню удержания новых сотрудников, скорости достижения целевых показателей и общей удовлетворенности участников процесса наставничества», – рассказала Анастасия Зубова.
В рамках совершенствования системы молодежного наставничества в цифровом блоке планируется реализация двух ключевых инициатив: подготовка наставников на базе Корпоративного университета ОАО «РЖД» по специальной программе и создание эффективной системы мотивации наставников.
Активно развивается и управленческое наставничество. Оно представляет собой программу формирования управленческих компетенций у молодых руководителей, высокопотенциальных работников ИТ- и технологических подразделений. Они получают возможность поработать в паре с наставником – руководителем одной из компаний цифрового блока РЖД.
Кирилл Семион, начальник Департамента информатизации ОАО «РЖД»:
«Управленческое наставничество в цифровом блоке РЖД – это не просто формальная программа, а инвестиция в будущее компании. Оно позволяет молодым руководителям быстрее набирать обороты, становиться более уверенными и компетентными лидерами, готовыми принимать на себя ответственность и вести цифровые инициативы РЖД к новым высотам. Наставники помогают молодым руководителям раскрывать свой лидерский потенциал, учат вдохновлять и вести за собой людей, формировать собственную управленческую философию».
В настоящее время в цифровом блоке насчитывается 39 руководителей-наставников (24 из них работают в цифровом холдинге «РЖД-Технологии», 15 – в других подразделениях РЖД). В их числе – заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин и начальник Департамента информатизации компании Кирилл Семион.
39 руководителей-наставников насчитывается в цифровом блоке РЖД.
«Евгений Игоревич Чаркин принимал участие в программе и ранее. Именно он инициировал ее расширение для передачи управленческого опыта молодым руководителям и высокопотенциальным работникам из ИТ-сферы. И в 2025 году наставниками стали руководители цифрового блока», – рассказала Анастасия Зубова. Наставляемых в проекте – 64 (33 из них – это сотрудники цифрового холдинга «РЖД-Технологии»).
Александр Мискарян, генеральный директор ООО «РЖД-Технологии»:
«Наставничество позволяет выявлять и раскрывать таланты, что, в свою очередь, способствует повышению общей эффективности компании. Наставник помогает сотрудникам развивать критическое мышление и лидерские качества, а также направляет их на поиск нестандартных решений. Делясь опытом, он вдохновляет на принятие ответственности за результаты своей работы и проявление инициативы. Это создает условия для формирования нового поколения лидеров, способных вести за собой команду и внедрять изменения в рамках цифровой трансформации РЖД».
64 наставнические пары были сформированы в начале этого года. У некоторых наставников по нескольку подопечных, причем из разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Иркутска. Они работают в различных структурах цифрового блока РЖД. Наставнические пары самостоятельно выбирают формат взаимодействия, чаще всего он зависит от географии участников. Работа длится год, в течение которого проходит минимум четыре встречи, при этом некоторые руководители проводят их еженедельно. Менторы помогают своим подопечным сформировать индивидуальные планы развития и дают советы и рекомендации по их корректировке и реализации.
Основные задачи наставников:
Алексей Андреев, руководитель отдела развития банковских технологий ООО «РЖД-Цифровые пассажирские решения»:
«Очень важна заинтересованность наставника. Совместная работа становится особенно ценной, когда наставляемый тоже может поделиться своим опытом в других областях».
Павел Хорин, ведущий программист Отраслевого центра разработки и внедрения информационных систем (ОЦРВ):
«Огромное спасибо за предоставленную возможность. Этот проект позволяет выйти на новый уровень мышления в стратегических задачах, развить навыки ведения переговоров и получить экспертную оценку, помощь от наставника».
Анна Бурченко, инженер 1-й категории ООО «Трансинформ»:
«Данный проект – отличная идея. Очень приятно, что в РЖД поддерживают молодых специалистов, желающих развиваться. Сотрудничество с опытным наставником помогает раскрыть свой потенциал на новом уровне и определить перспективы развития. Мне представилась возможность задать интересующие меня вопросы генеральному директору ООО «РЖД-Технологии» Александру Андреевичу Мискаряну и получить ценные советы. Также на встречах участвовали другие подопечные наставника, с которыми сложилось приятное общение».
Семен Тарасов, программист 2-й категории отдела эксплуатации ИТ-инфраструктуры Главного вычислительного центра РЖД:
«Благодарю за возможность участия в программе. Уже на первой встрече с наставником я получил массу ценных советов: конкретные инструменты для анализа эффективности ИТ-проектов и расстановки приоритетов, практические рекомендации по управлению командой и коммуникациям с заинтересованными сторонами, структурный взгляд на мой проект по автоматизации инцидентов. Наставник помог выделить узкие места и точки роста. Особенно полезными оказались разбор кейсов из реальной практики и рекомендации по развитию стратегического мышления. Уверен, что дальнейшая работа в программе позволит систематизировать мои цели и ускорить профессиональный рост».
В их числе – сотрудник компании «Цифровые сервисы»
Последовательное внедрение «цифры» дает реальные эффекты
В исследование рассмотрены вызовы и тренды ИТ-отрасли
Так, благодаря ИЦК появился ряд корпоративных программных продуктов и другие прикладные решения