РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranym7c39K
Фото: Екатерина Масась, «РЖД-Технологии»
Тренды
25 сентября 2024 (14:03)
Фото: Екатерина Масась, «РЖД-Технологии»
Тренды
25 сентября 2024 (14:03)
Фото: Екатерина Масась, «РЖД-Технологии»

Три цифровых системы, реализованных в рамках ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика»,  готовы к тиражированию в смежных отраслях. Также определены четыре новых направления развития отраслевых ИТ-систем, на базе которых сформируют пул проектов «второй волны».

Результаты работы и перспективные разработки были презентованы в ходе демо-дня Индустриального центра компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений (ИЦК). Компания РЖД — лидер по количеству разрабатываемых и реализуемых проектов в рамках ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика».

Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»:
Ключевой принцип, по которому мы работаем, – это не просто повторение того, что меняем, а улучшение. Смысл в том, чтобы стать сильнее, получить функциональность, которая превосходит то, что уже было. Некоторые разрабатываемые нами системы не имеют аналогов в мире.  Уверен, что эти сервисы будут востребован не только у нас, но и у других транспортников. В каждом проекте заложен экспортный потенциал.

В первую волну работы отраслевого индустриального центра РЖД сформировало пул из восьми проектов, три из которых в настоящее время завершены, уже используются на сети и готовы к тиражированию и экспорту.
В первую очередь на отечественный софт были переведены автоматизированная система «Электронная транспортная накладная» нового поколения (АС «ЭТРАН» НП), которая отвечает за оформление перевозочных документов, и система «Единая модель данных перевозочного процесса» (ЕМД ПП). Обе эти системы крайне важны для функционирования железных дорог — так, ЕМД ПП за сутки обрабатывает более 2,5 млн событий на сети, а в «ЭТРАНе» в электронном виде оформляется почти 100% заявок на железнодорожную перевозку (сейчас система интегрируется с государственной информационной системой «Электронные перевозочные документы» для оформления в электронном виде мультимодальных перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом, а в перспективе и водным).

В июне этого года также завершилась разработка программного комплекса для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков (ПКМПП). «В системе можем смоделировать такие ситуации, как ввод платной автомобильной дороги и то, как это отразится на пассажиропотоке на железнодорожном транспорте. Либо воссоздать ситуацию возникновения на каком-то маршруте авиакомпании лоукостера (за счет чего существенно снизится средняя цена авиабилетов) и оценить, как это повлияет на железнодорожные перевозки. Таким образом, мы можем прогнозировать не только абсолютный пассажиропоток, но и переключение между видами транспорта», — рассказал Максим Фадеев, первый вице-президент Центра экономики инфраструктуры.

Ещё пять проектов первой волны ИЦК находятся на разных стадиях разработки. Например, на 70% готова автоматизированная система управления «Экспресс» нового поколения (АСУ «Экспресс» НП). В ней уже работают более семи тыс. пользователей (перевозчики, сотрудники сервисных компаний, касс и онлайн-ресурсов продажи билетов и дополнительных услуг). За сутки в АСУ «Экспресс» НП поступает более 10 млн обращений. В ближайшие два года из системы автоматизации она превратится в полноценного умного помощника. Более сложные аналитические инструменты на базе технологий искусственного интеллекта помогут прогнозировать продажи и тарифную политику.

Пять проектов первой волны ИЦК находятся на разных стадиях разработки.

«В проекте АСУ «Экспресс» НП будут созданы интеллектуальные системы для среднесрочного и долгосрочного моделирования продаж и тарифной политики и интеллектуальный помощник для обслуживания пассажиров», — отметил Евгений Чаркин.

На завершающей стадии находится и проект создания импортонезависимой единой системы пономерного учета локомотивов нового поколения (ЕС ПУЛ). Система отвечает за идентификацию, классификацию, учет и эксплуатационные показатели парка тягового, моторвагонного и специального подвижного состава. В ней учитываются все операции — от постановки каждой единицы техники на баланс до ее исключения.

Ольга Крылова, руководитель департамента ООО «ОЦРВ»:
ЕС ПУЛ на сети РЖД эксплуатируется с 2012 года, изначально разработана на иностранной платформе. Фактическую разработку отечественной системы мы начали в июне 2023 года, и ровно через год она прошла подконтрольную эксплуатацию на одном реальном объекте. По состоянию на 1 сентября этого года подконтрольная эксплуатация, по факту промышленная, проходит на шести железных дорогах (включая весь Восточный полигон). Уже через год подвижной состав нового поколения полностью будет учитываться в новой системе на всех дорогах России.

На завершающей стадии находится и проект создания импортонезависимой единой системы пономерного учета локомотивов нового поколения

Сейчас в ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» определены восемь проектов второй волны. Четыре из них разрабатывают РЖД, три — Почта России и один — СберТройка. Также на рассмотрении и включении в работу находятся ещё два отраслевых проекта. Все новые разработки нацелены на устранение «белых пятен» в существующем ИТ-ландшафте транспортной отрасли. В частности, в случае с железными дорогами речь идет о развитии отечественных клиентских операционных систем, офисного пакета, продуктов в области виртуализации и резервного копирования. Также в компании продолжится работа по развитию проектов первой волны.

Индустриальные центры компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений были созданы по поручению правительства летом 2022 года. Их основная задача — обеспечить переход на отечественные технические решения в ключевых отраслях экономики. В сфере транспорта создано четыре ИЦК. Председателем ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» является генеральный директор-председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. В состав железнодорожного индустриального центра входят 12 компаний, среди которых РЖД, Сбер, Глонасс, Феско, Почта России, Росатом, Московский и Петербургский метрополитены.

Автор

Юлия Антич Тематика: цифровые технологии, образование
Тренды
25 сентября 2024 (14:03)
Вернуться назад
Поделиться >

Журналы

Новости

В раздел
Информсистема поможет оценить состояние искусственных сооружений на железнодорожной сети

Автоматизированная диагностика повысит уровень управленческих решений и оптимизирует эксплуатационные расходы

14 июля 2025
Андрей Никитин назначен на пост министра транспорта России

Накануне он был назначен исполняющим обязанности министра транспорта

08 июля 2025

Важное

Связь на скорости
14 июля 2025
Платформа для соревнований
24 июня 2025
Грузоперевозкам добавят удобства
09 июня 2025