ОАО «РЖД» активно применяет современные ИТ-решения, которые обеспечивают технологическое лидерство отрасли. От систем управления большими данными и до передовых решений при реализации высокоскоростных магистралей холдинг уверенно формирует будущее железнодорожного транспорта.
1 октября в московском инновационном кластере «Ломоносов» состоялся III Международный форум цифровых технологий в сфере транспорта и логистики «Цифровая транспортация 2025». Главным событием деловой части стало пленарное заседание «Цифровой путь России: формируя будущее отрасли». На нем генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров рассказал о передовых решениях, применяемых в компании.
Прежде всего, глава холдинга отметил то огромное количество данных, на базе которых строится эффективная работа железнодорожного комплекса.
Олег Белозёров, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД»:
«Мы собираем, храним, обрабатываем, передаем огромное количество данных. Мы создали суверенную платформу в области управления данными. Она обрабатывает порядка 48 млн показателей».
Один из примеров – автоматизированная система управления «Экспресс». Она ежегодно обрабатывает 1,2 млрд железнодорожных поездок дальнего и пригородного сообщения. Это полностью отечественный ИТ-продукт, который постоянно развивается. «Экспресс» обрабатывает более 2 тыс. запросов в секунду, поддерживает более 15 тыс. каналов обслуживания.
Высокую работоспособность показывает и система управления перевозочным грузовым процессом. Она обрабатывает более 2,4 млн событий на сети в сутки, отслеживает более 25 млн объектов инфраструктуры.
Работа с данными требует особого внимания к их защите. В условиях повсеместной цифровизации это становится приоритетной задачей. За восемь месяцев 2025 года на информационные системы компании было совершено 2,5 млн атак, которые удалось успешно отразить.
Слаженная работа специалистов компании, а также сотрудничество с профильными министерствами и взаимодействие с участниками рынка позволяют холдингу обеспечивать надежную защиту цифрового периметра.
Евгений Чаркин, заместитель генерального директора РЖД:
«Мы работаем в условиях постоянной проверки нашей ИТ-инфраструктуры на прочность. Выстроить действительно качественную защиту всех наших информационных систем можно только в кооперации с партнерами, глубоко погруженными в эту сферу».
На полях форума ОАО «РЖД» заключило соглашение о сотрудничестве с компанией «Лаборатория Касперского». Стороны договорились заняться совместным тестированием и внедрением решений на базе операционной системы KasperskyOS, а также обеспечением безопасности контейнерных сред в ИТ-инфраструктуре РЖД. Вице-президент «Лаборатории Касперского» по развитию бизнеса в России и странах СНГ. Анна Кулашова отметила, что злоумышленники постоянно развивают свои тактики, техники и процедуры. Чтобы успешно им противостоять, необходимо внедрять инновационные решения, которые способны отражать не только уже хорошо известные, но и новые киберугрозы.
РЖД используют весь спектр доступных цифровых технологий, в том числе такие передовые разработки, как цифровые двойники, интернет вещей и, конечно же, искусственный интеллект (ИИ). Опыт и наработки холдинга в этих направлениях могут служить ориентиром и для других транспортных компаний.
Сегодня ИИ применяется в 33 системах ОАО «РЖД». Три из них были продемонстрированы на полях форума: это система нормирования труда, система допуска вагонов после ремонта, корпоративный интеллектуальный помощник.
Технологии ИИ позволяют повысить уровень безопасности перевозок, а также выстроить работу железнодорожного комплекса наиболее эффективно. Например, нейросетевые технологии машинного обучения применяются на 61 пункте коммерческого осмотра вагонов для определения смещения груза, неправильного крепления и других нарушений.
Стоит отдельно отметить, что ОАО «РЖД» активно участвовало в создании «Белой книги» применения ИИ на транспорте – фундаментального отраслевого документа, который также был презентован на форуме «Цифровая транспортация 2025». В частности, эксперты компании разработали раздел «Процессы и продукты», посвященный бизнес-процессам, где ИИ уже применяется или может быть внедрен.
«Белая книга» представляет собой обширный аналитический обзор лучших практик внедрения искусственного интеллекта. В документе зафиксированы в том числе правовые нормы, методики расчета экономической эффективности, а также кадровые вопросы. «Мы также подошли к вопросу о формировании единых принципов оценки эффективности внедрения ИИ и, конечно, к вопросам этики. Технология новая, поэтому важно договориться об общих правилах», – сказал Евгений Чаркин.
Особое внимание на форуме было уделено электронным транспортным документам (ЭПД), которые становятся обязательными для отрасли с 1 сентября 2026 года. По словам министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максута Шадаева, именно опыт РЖД, у которых есть своя большая система электронных перевозочных транспортных документов, показывает, что переход отрасли на ЭПД возможен и должен пройти без каких-либо сбоев.
Высокая степень цифровизации документооборота железнодорожного холдинга может быть примером для всей отрасли, в том числе в рамках создания Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП), концепция которой сейчас прорабатывается.
Как отметил Евгений Чаркин, более 90% клиентов компании в сфере грузовых перевозок взаимодействуют без бумаги. «Очень хороший опыт цифрового взаимодействия с Федеральными органами исполнительной власти, таможенной службой. Запустили электронный документооборот при перевозке грузов с китайскими коллегами. Важно максимально сохранить те передовые наработки, которые есть у РЖД и других компаний, в рамках проектирования концепции НЦТЛП», – рассказал он.
Особое внимание в обсуждении технологического развития было уделено проекту высокоскоростной магистрали (ВСМ). Это направление рассматривается не просто как новая транспортная артерия, а как символ технологической зрелости России.
Именно здесь будут аккумулированы все самые современные и прорывные цифровые решения, накопленные компанией за годы работы, в том числе в области транспортного машиностроения. Так, например, поезд для ВСМ будет состоять из 15 тыс. элементов, которые не уступят зарубежным аналогам по функционалу и качеству, а часть из них и вовсе превзойдет иностранные решения.
Поезд будет высокоавтоматизированным, а в перспективе – беспилотным. Управлять им будет интеллектуальная система, надежно защищенная от кибератак.
После запуска ВСМ путь из Москвы в Санкт-Петербург займет 2 часа 15 минут. Это почти в два раза быстрее, чем сейчас. Кроме того, как отметил глава РЖД, в любой точке маршрута ВСМ Москва — Санкт-Петербург будут очень быстрыми связь и интернет. Достичь этого удастся благодаря передовым разработками, включая космические технологии.
Инновационные решения компании «РЖД» и ее партнеров станут фундаментом не только в рамках реализации ВСМ, но и последующего развития транспортной отрасли, задавая высокую планку для стран пространства 1520.
В их числе – сотрудник компании «Цифровые сервисы»
Последовательное внедрение «цифры» дает реальные эффекты
В исследование рассмотрены вызовы и тренды ИТ-отрасли
Так, благодаря ИЦК появился ряд корпоративных программных продуктов и другие прикладные решения