РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranym7c39K
Фото: whiteMocca/Shutterstock/FOTODOM
Тренды
19 сентября 2025 (00:00)
Фото: whiteMocca/Shutterstock/FOTODOM
Тренды
19 сентября 2025 (00:00)
Фото: whiteMocca/Shutterstock/FOTODOM

«Российские железные дороги» активно развивают международное сотрудничество и разрабатывают ИТ-решения, ориентированные на зарубежный рынок. В настоящее время порядка 16 информационных систем уже включено в экспортный портфель компании.

О результатах цифровой трансформации железнодорожной отрасли и передовых проектах холдинга, ориентированных на зарубежных партнеров, эксперты рассказали в ходе демонстрационного дня «Лучшие ИТ-решения ОАО «РЖД» для международного рынка». Он состоялся в рамках II Международного технологического конгресса (МТК-2025).

Евгений Чаркин,
заместитель генерального директора ОАО «РЖД»:

«Безопасность, надежность, бесперебойность и качество работы всех процессов и систем мы обеспечиваем применением инноваций. У нас накоплен колоссальный опыт разработки и внедрения самых прогрессивных технологий. Этим опытом мы с радостью готовы делиться с компаниями транспортного комплекса и других отраслей экономики».

Масштаб как показатель

Цифровые достижения РЖД вызывают особый интерес у зарубежных партнеров, в том числе за счет масштаба железнодорожного холдинга. Занимая передовые позиции по грузонапряженности, грузообороту, пассажирскому трафику и количеству задействованного персонала, компания на практике подтверждает эффективность применяемых ИТ-решений.

Как отметил генеральный директор ООО «ОЦРВ» Сергей Висленев, цифровое развитие холдинга сфокусировано на четырех ключевых адресатах: грузоотправителе, пассажире, государстве и сотрудниках. Для эффективной работы по этим направлениям РЖД выстроили глобальную систему управления данными, создали сеть цифровых двойников — от базовой железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава до профилей сотрудников, пассажиров и других объектов.

Показательный пример: если еще пять лет назад только два из пяти пассажиров приобретали билеты с помощью электронных каналов взаимодействия, то уже сейчас этот показатель — четыре из пяти.

Сергей Висленев,
генеральный директор ООО «ОЦРВ»:

«Развиваем комплекс решений не только для базовых железнодорожных перевозок, но и для мультимодальных, объединяющих различные виды транспорта, а также сопутствующих услуг — начиная от туристических и заканчивая многочисленными услугами, обеспечивающими комфорт пассажира в поездке, до нее и даже после».

Кроме того, сейчас уже 90% услуг для грузоотправителей предоставляется в цифровом виде. В компании этот показатель планируют увеличить еще как минимум на 5%. Предпосылками для этого служит то, что ИТ-услуги холдинга вписаны в цифровые экосистемы грузоотправителей и операторов, что обеспечивает бесшовное взаимодействие с РЖД.

Цифровой приоритет

Искусственный интеллект (ИИ) — один из ключевых цифровых приоритетов холдинга «РЖД». Компания с 2019 года системно развивает сквозные цифровые технологии, и именно ИИ, наряду с интернетом вещей и большими данными, показал высокую эффективность. Сегодня в промышленной эксплуатации находится более 50 проектов на базе ИИ, которые трансформируют ключевые аспекты железнодорожной отрасли.

В части безопасности движения важную роль играют системы компьютерного зрения и предиктивная аналитика. ИИ применяют для мониторинга состояния путей и вагонов, диагностики инфраструктуры и контроля предотказного состояния техники. Это позволяет прогнозировать износ железнодорожного полотна, автоматически обнаруживать аварийные ситуации и сокращать интервалы движения поездов.

Оптимизация маршрутов также одна из главных задач для ИИ. Это напрямую влияет на скорость, эффективность и безопасность грузовых и пассажирских перевозок.

Павел Дыкун,
коммерческий директор ООО «РЖД- Технологии»:

«Наши данные включают в себя информацию о движении поездов, о состоянии путей, о погодных условиях. На этой основе ИИ прогнозирует трафик и предлагает обоснованные решения по управлению маршрутом».

Кроме того, РЖД активно внедряют речевые технологии и большие языковые модели для улучшения сервисов. Голосовые роботы проводят более 8 тыс. собеседований в месяц и обрабатывают до 60% запросов в техническую поддержку, что значительно сокращает время реакции. Системы на основе больших языковых моделей помогают персоналу работать с нормативными документами.

Технологии машинного зрения уже внедрены на 51 пункте технического осмотра. Кроме того, они лежат в основе таких передовых проектов, как беспилотные поезда «Ласточка» и цифровые станции. Новые сервисы на базе машинного зрения, например, коммерческий осмотр вагонов и контроль расположения груза, не только повышают безопасность перевозок, но и создают дополнительную выручку.

Развивая собственные ИИ-решения и переводя критически важные системы на отечественное программное обеспечение, холдинг «РЖД» не только повышает эффективность и безопасность на своей сети, но и предлагает готовые, проверенные на практике продукты для логистических компаний и железных дорог по всему миру.

«Мы развиваем вместе с нашими компаниями, дочерними обществами, партнерами новые информационные системы и изменяем ключевые информационные системы для применения технологий ИИ. Готовы все эти технологии представлять на международный рынок, вместе реализовывать проекты и повышать эффективность бизнеса», — отметил Павел Дыкун.

«Сердце» пассажирского комплекса

Ярким примером цифрового продукта, ориентированного на зарубежные рынки, стала автоматизированная система управления «Экспресс» нового поколения (АСУ «Экспресс» НП), аналогов которой в мире нет. ИТ-решение управляет большинством бизнес-процессов пассажирского комплекса, обеспечивая полный цикл — от планирования поездки до ее завершения.

Елена Мартынова,
заместитель директора научного центра «Экспресс» АО «ВНИИЖТ»:

«Все функции в АСУ «Экспресс» НП были воссозданы с нуля. Мы убрали те ограничения, которые накопились в системах прошлого поколения и, конечно же, «приправили» это новыми технологиями, чтобы заложить фундамент на будущее десятилетие».

Система служит единым источником данных для пассажиров и смежных сервисов. В ней хранится вся необходимая информация: топология железных дорог, расписание, тарифы, данные о вагонах и доступных местах, а также более 90 видов дополнительных услуг (от перевозки животных до экскурсионного обслуживания).

«АСУ «Экспресс» НП обрабатывает более 10 млн запросов ежесуточно, в секунду — порядка 2-3 тыс. запросов», — уточнила Елена Мартынова.

Параллельно была создана система Express International, которая обеспечивает единое информационное поле для управления межгосударственными перевозками, объединяя данные из национальных систем разных стран и предоставляя целостную аналитику.

Главный актив — люди

Цифровая стратегия РЖД направлена не только на клиентов и инфраструктуру, но и на главный актив компании — ее сотрудников. Масштабные HR-Tech-решения, разработанные и внедренные в холдинге, не только повышают внутреннюю эффективность, но и представляют собой ценный экспортный продукт.

Мария Пименова,
первый заместитель генерального директора ООО «Цифровые сервисы»:

«Наши цифровые продукты заботятся о наших работниках. На сегодняшний день в рамках HR-Tech РЖД реализованы 22 платформы. Они обрабатывают более 1 Пбайт данных».

Основой HR-трансформации является Сервисный портал работника РЖД — единое цифровое окно для сотен тысяч сотрудников. Он автоматизирует и централизует кадровые процессы, освобождая время для более сложных задач. Так, уже сегодня 280 тыс. работников используют портал для оформления и подписания кадровых документов в цифровом виде, что делает компанию одним из лидеров по внедрению этой технологии в России.

Готовые и проверенные решения (от электронного документооборота до систем адаптации и обучения) — часть портфеля ИТ-продуктов, которые РЖД готовы предлагать на международном рынке. «Сейчас порядка 16 информационных систем уже включено в экспортный портфель компании. И еще более 100 систем готовы к продаже на внутреннем рынке и к выходу на международный», — подчеркнул Павел Дыкун.

Тренды
19 сентября 2025 (00:00)
Вернуться назад
Поделиться >

Журналы

Новости

В раздел
Цифровизация придаст мощный импульс развитию железнодорожной отрасли

Последовательное внедрение «цифры» дает реальные эффекты

14 ноября 2025
Технологический гид АКП ПОО представлен на форуме «Цифровые решения»

В исследование рассмотрены вызовы и тренды ИТ-отрасли

13 ноября 2025
В России выпускается все больше востребованных ИТ-продуктов

Так, благодаря ИЦК появился ряд корпоративных программных продуктов и другие прикладные решения

12 ноября 2025

Важное

Прозрачная логистика
10 ноября 2025
Цифровое будущее договоров
14 октября 2025
Цифровая тяга
07 октября 2025