Какие новые сервисы внедряются РЖД для пассажиров
Новое о культуре путешествий по железной дороге
19:56, 12 августа 2024
Глобальный тренд в развитии цифровых сервисов — создание площадок, где пользователь мог бы получать все услуги одновременно: покупать билеты, бронировать отели, получать рекомендации, основанные на предпочтениях пользователя, информацию о направлениях. Удовлетворить запросы самых взыскательных путешественников помогают сервисы уже внедряются в РЖД.
Цифровая трансформация туризма уже свершилась. Культура путешествий меняется на глазах. Пассажиры не просто оформляют билеты или бронируют отели, а покупают полноценную поездку, деловую или развлекательную. И предпочитают делать это на тревелплатформах. По оценке Statista, к 2026 году мировой рынок тревелтех достигнет 12,5 млрд долл.
Это на 45% больше, чем в 2020 году! В России ежегодно появляется не менее 30 туристических ИТ-стартапов. Сервисы для путешествий развивают крупнейшие экосистемы: «Сбер», «Яндекс», МТС, Ozon, Wildberries и др.
РЖД также активно развивают туристическую составляющую своего бизнеса. Клиенты экосистемы РЖД
уже могут купить билет не только на поезд, но и на любой вид транспорта, забронировать отель и составить культурную программу для отдыха. Набор услуг постоянно растет и учитывает интересы всех граждан, в том числе с ограниченными физическими возможностями.
Дмитрий Баканов, заместитель министра транспорта РФ:
«Смысл технологии open loop, или геооплаты, в том, что вы кладете телефон в карман, перемещаетесь по городу, и в конце дня происходит списание денег относительно геометрии маршрута. Сейчас сервис тестируется в Ярославле и Твери. РЖД начали это делать на пригородных направлениях в Казани»
Поездом, автобусом и самолетом
Будущее рынка пассажирских перевозок сегодня уже нельзя представить без мультимодальности. Пассажиры получили возможность компоновать оптимальный маршрут и сразу приобретать билеты на несколько видов транспорта. Комбинированные билеты повышают туристический поток и доступность регионов, а также облегчают планирование поездок и экономят время. В России это направление под эгидой Министерства транспорта развивают многие игроки, очень активны «Российские железные дороги».
Сегодня оформить мультимодальные поездки можно на сайте холдинга РЖД и его PWA-версии, которая доступна с апреля 2024 года. Веб-приложение дублирует функционал портала ticket.rzd.ru, при этом оно сохранило дизайн и структуру приложения. Пассажирам доступны комбинации «поезд + автобус», «поезд + самолет», «поезд + паром». Например,в города, куда не ходят поезда и можно добраться только по автодороге, клиент может выбрать комбинацию «поезд +автобус».
Веб-приложение РЖД дублирует функционал портала ticket.rzd.ru, при этом оно сохранило дизайн и структуру приложения.
Концепция мультимодальности реализуется на платформе «Инновационная мобильность».У сервиса более 5 тыс. партнеровперевозчиков. Клиенты могут в одном заказе купить билет на поезд, самолет, автобус, паром и даже на аэроэкспресс.
«Пока рынок находится на начальном этапе, но уже в горизонте трех лет все агрегаторы станут мультимодальными. Мы уже пережили революцию, когда сервисы от простых перемещений перешли к интеграции с отелями. Число комбинаций продукта огромно, и чем дальше мы отдаляемся от крупного транспортного хаба, тем продукт востребованнее», – уверен генеральный директор ООО «РЖД – Цифровые пассажирские решения» Сергей Висленев.
Сервис мультимодальных поездок в ближайшие годы продолжит развиваться. В скором будущем организовать такое путешествие как минимум в границах региона турист сможет, даже не покупая билет.
Так, РЖД совместно с Минтрансом тестируют систему бесконтактной оплаты по геолокации. Первой площадкой для эксперимента на пригородных поездах стала Республика Татарстан. Городской транспорт обкатывает технологию в Твери и Ярославле. В ходе поездки с помощью специальных BLE-устройств, установленных вдоль трассы, считывается информация о перемещении пассажира. Пассажир просто активирует начало, а потом завершение поездки в приложении «ПроТранспорт+», созданном «РЖД – Цифровые пассажирские решения». Сервис «замораживает» стоимость билета на банковской карте и формирует QR-код для дальнейшего перемещения на каждой следующей точке поездки. Стоимость проезда списывается с карты пассажира, и автоматически формируются электронный билет и чек.
По результатам тестирования РЖД планируют тиражировать технологию на других маршрутах. Сервис уже появился в Калининграде. В чуть более отдаленной перспективе умную оплату можно будет
применять и в межрегиональных поездках.
Новые сервисы
Упрощается и сам процесс приобретения билетов. Уже в этом году заработают две новые опции для пассажиров. Первая – это лист ожидания. Пользователь не просто получит уведомление о доступности билета, а сможет реально встать в очередь. Когда от билетов отказываются или перевозчик добавляет дополнительные вагоны, у пассажира сразу появляется возможность купить билет. Вторая – сервис быстрой покупки.При выборе билета можно задать нужные фильтры, сохранить их и больше не тратить на это время. В следующий раз система выдаст подходящий результат по одному клику.
«Мы проанализировали поведение пассажиров. Большинство случаев неуспешных покупок связано с тем, что пассажиры много времени тратят на выбор мест на схеме вагона поезда. Соответственно, не всегда получается купить нужный билет. С новым сервисом можно сразу задать набор параметров, и билет мгновенно будет оформлен. В полном объеме РЖД запустят эти продукты уже в III квартале 2024 года», — рассказал заместитель начальника Департамента информатизации ОАО «РЖД» Юрий Данилов.
Цифровые сервисы помогают РЖД расширять спектр услуг для разных групп клиентов.
В частности, любители животных при регистрации перевозки своего питомца в мобильном приложении смогут дать описание, указать его вид, кличку. Проводник вагона будет точно знать о перевозке конкретного животного. Кроме этого, в «РЖД Пассажирам» появился подсказчик для быстрого внесения или редактирования данных о путешественниках. Например, при заполнении поля с именем после введения первых букв пассажир получит несколько возможных вариантов.
Путешествия для всех
Расширяются возможности поездок для путешественников с ограниченными возможностями. В 2022 году РЖД присоединились к Национальному инклюзивному договору. В развитии инклюзивного туризма помогают цифровые сервисы. Холдинг «РЖД» стал первой транспортной компанией, которая интегрировала свои информационные системы с государственными. Это упростило покупку билетов для граждан: необходимые для оформления билетов данные уже хранятся в базе РЖД. Больше не нужно получать бумажную справку для покупки льготного билета – все есть в цифровом формате. В 2023 году более 140 тыс. билетов на специализированные места были приобретены онлайн. Это в 2 раза больше, чем годом ранее.
К 2026 году мировой рынок тревел-тех достигнет 12,5 млрд долл. Это на 45% больше, чем в 2020 году.
РЖД стремятся сделать поездки комфортными для всех пассажиров и постепенно совершенствуют
сервис и инфраструктуру. На сайте компании появился раздел «Карта доступности вокзалов» с информацией о функциональных зонах вокзалов для маломобильных граждан с фотографиями и пояснениями. Для инвалидов по зрению есть функция озвучивания
экрана.
В приложении «РЖД Пассажирам» можно оформить заявку на сопровождение и оказание помощи на вокзалах. Для инвалидов по слуху предусмотрены видеоконсультации на русском жестовом языке: оператор подберет удобный маршрут, поможет купить билет и ответит на вопросы. Одно из последних новшеств в приложении – отключение проверки совершеннолетия у сопровождающих.
Отели и развлечения – все в одном месте
Путешествие – это не только путь из пункта А в пункт Б. К остальным сервисам и услугам для путешественников можно получить доступ на туристическом портале РЖД. Проект заработал в ноябре 2021 года. Там можно бронировать отели и экскурсии, оплачивать покупки частями.Заказы подтверждаются мгновенно. Меняется и география услуг. Помимо России, подбирать услуги уже можно в странах СНГ, Китае
и ОАЭ. Сегодня сервис содержит 300 тыс. вариантов отелей в 12 странах.
Функционал платформы постоянно расширяется. В ближайшие годы РЖД планируют внедрить динамическое пакетирование туров. Подход, когда путешественники в режиме реального времени, видят итоговую стоимость турпродукта, наиболее удобен для пассажиров. Клиент подбирает удобный вариант перелета, отель нужной категории, а тревел-платформа объединяет все услуги в один заказ. Конструктор туров соберет путешествие под любые предпочтения.
«Динамическое пакетирование – свежий, но уже востребованный продукт индустрии туризма и гостеприимства. Спросна динамические турпакеты обоснован, так как они существенно расширяют возможности для путешествий, формируя продукт для конечного потребите-ля всего за несколько секунд», – говорит заместитель генерального директора ООО «РЖД – Цифровые пассажирские решения» Евгения Чухнова.
Туристический портал РЖД тоже пополняется инклюзивными сервисами. РЖД планируют внедрить на платформе функцию покупки билетов в музеи, театры и на мероприятия с доступной средой. Будет создан мультимедийный контент для туристов с ограниченными возможностями: гиды, специальные карты. Например, слабовидящим людям предложат на выбор аудиоспектакли или музеи с тактильными экспонатами.
В дороге как дома
Быть всегда на связи – тренд современного мира. доступ в интернет важен даже во время длительного путешествия на поезде. впервые РЖД запустили проект по предоставлению доступа в интернет через Wi-Fi в поездах в 2012 году. сервис работает на раз- личных маршрутах и обеспечивает скорость передачи данных до 200 мбит/с. но из-за отсутствия радиопокрытия сетями операторов мобильной связи на определенных участках маршрута интернет работает с перебоями.
В качестве альтернативы мобильной связи ржд и компания «Транстелеком» прорабатывают применение технологии Radio-Ethernet. сеть Radio-Ethernet обеспечивает радиопокрытие именно в полосе отвода железной дороги, что гарантирует стабильное и высокоскоростное соединение между движущимся поездом и наземной инфраструктурой. то есть путешественники получат непрерывный доступ в интернет.
Константин Болтрукевич, заместитель генерального директора компании «Транстелеком»:
«Во время испытаний на опытном полигоне в Тверской области была зафиксирована максимальная скорость передачи данных для технологии Radio-Ethernet – 600 Мбит/с. Технология будет дополнять уже имеющиеся решения. После запуска ее можно будет агрегировать с сетями операторов мобильной связи на базе платформы широкополосного доступа в интернетет».
Технология прошла испытания на полигоне РЖД в тверской области. до конца 2026 года РЖД оснастят оборудованием Radio-Ethernet все поезда «сапсан» на участке Москва – Санкт-Петербург, а после технология будет масштабирована на других востребованных маршрутах.
До конца 2026года РЖД оснастят оборудованием Radio-Ethernet все поезда «Сапсан» на участке Москва — Санкт-Петербург.
Суперприложение будущего
С каждым годом в рынок услуг для путешественников все больше будет включаться искусственный интеллект. Умные чат-боты с 2022 года уже консультируют пользователей на сайте РЖД, в приложении «РЖД Пассажирам», в мессенджерах и по телефону. Интеллектуальный помощник разбирается почти в сотне тем и знает ответы на более 1 тыс. разных вопросов.
В перспективе искусственный интеллект сможет брать на себя еще больше функций и конструировать путешествие за людей. Если вдруг в любимом отеле не оказалось мест, ИИ порекомендует похожий на основе звездности, отзывов и рейтинга. Умные помощники даже располагают фото отеля в нужном порядке: сначала общий вид, а потом детали интерьера.
Евгения Чухнова, заместитель генерального директора ООО «РЖД – Цифровые пассажирские решения»:
«Планировщики путешествий на базе AI – наше будущее. Их суть проста: автоматизироать процесс формирования оптимального путешествия или маршрута под запрос и специфику конкретного пользователя. Мы живем в мире нехватки времени и разнообразия информации, поэтому такие инструменты приобретают особую важность. Полагаю, что это тренд, который в ближайшем будущем станет привычным поведением при покупке туристических услуг».
Другой глобальный тренд в развитии цифровых сервисов – создание площадок, где пользователь мог бы получать все услуги одновременно: покупать билеты, бронировать отели, знакомиться с рекомендациями, основанными на своих предпочтениях, информацией о направлениях.
Такой продукт предложат путешественникам РЖД. Холдинг создаст суперприложение для пассажиров. Оно существенно расширит сервис для клиентов компании.
«Речь не только о приложении по продаже билетов, которое ежегодно развивается. Мы говорим о том, что РЖД становятся поставщиком впечатлений для своих клиентов, развивая цифровые сервисы. Можно оформить поездку на нескольких видах транспорта, забронировать отель, купить билеты в театр или музей. Мы планируем расширять список дополнительных сервисов, например запуск персонифицированного поиска с помощью искусственного интеллекта», – отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин