Беспилотники ставят на коммерческие рельсы
РЖД в тестовом режиме применяют беспилотники для осмотра протяженных участков дороги
16:06, 22 апреля 2024
Эксперты АНО «Цифровая экономика» подвели промежуточные итоги развития беспилотных технологий в России. Один из главных – сегодня уже виден переход от исследовательских практик к коммерческому внедрению беспилотников.
«Совместно с Минтрансом России и коллегами из отрасли мы провели исследование по внедрению лучших практик в области искусственного интеллекта. Беспилотный транспорт заявлен как перспективное направление, предполагается его полноценная промышленная эксплуатация. На дорогах общего пользования беспилотного транспорта пока нет. Есть движение только в экспериментальных правовых режимах для беспилотного такси и грузовых автомобилей», – рассказал директор направления «Цифровая трансформация отраслей» АНО «Цифровая экономика» Алексей Сидорюк.
Специалисты подробно описали кейсы применения такой технологии в России. Так, беспилотное такси проехало по дорогам России уже больше 28 млн км. Пилотный проект реализуется на юго-западе Москвы, в Сколково, на территории университетов Иннополис и Сириус. Для беспилотных грузовиков работает трасса М-11 с правой интеллектуальной полосой. Умный транспорт уже курсирует по этой магистрали. Пока таких машин девять, но в планах увеличить их число до 43. Государство анонсировало расширение «беспилотных» участков на другие дороги страны.
«Беспилотный транспорт заявлен как перспективное направление, предполагается его полноценная промышленная эксплуатация»
В 2023 году автономный транспорт появился и на воде. Первый беспилотный паром «Генерал Черняховский» перевозит грузы на линии Усть-Луга – Калининград. Ежегодно в России производят более 6 тыс. гражданских беспилотников, а два года назад был запущен экспериментальный правовой режим, позволяющий использовать дроны, которые доставляют в труднодоступные регионы еду, медикаменты и другие социально значимые вещи. Есть пилотные проекты и автономного управления спецтехникой: комбайнами, самосвалами, роверами.
Как беспилотные технологии применяются в РЖД
РЖД в тестовом режиме применяют беспилотники для осмотра протяженных участков дороги и оценки состояния объектов в полосе отвода, чтобы повысить точность распознавания. Они решают следующие задачи холдинга:
• контроль проведения аварийно-восстановительных работ;
• контроль качества выполнения работ по ремонту путей;
• оценка запасов материалов верхнего строения пути;
• мониторинг потенциально опасных участков с угрозой камнепадов, подтоплений и других стихийных бедствий;
• контроль геометрии земляного полотна и искусственных сооружений;
• оценка объемов и соответствия выполненных работ проектному заданию и их графику.
«Беспилотные системы – это еще и полигон для обкатки различных технологий, которые успешно применяются в других процессах РЖД», – отмечает начальник Департамента информатизации ОАО «РЖД» Кирилл Семион.
Беспилотные поезда: совсем скоро
Жители Москвы в ближайшем будущем смогут прокатиться на беспилотном поезде, созданном на базе российского электропоезда «Финист». Тестовый запуск запланирован уже на 2024 год, а введение в эксплуатацию – на 2026-й.
Устройство технического зрения обеспечит четкость распознавания объектов таким поездом на расстоянии 750 м и точность позиционирования до 25 см. Тем не менее в обозримом будущем в кабине таких поездов будет находиться машинист, что соответствует третьему уровню автоматизации.
При запуске умного транспорта на первом месте стоит безопасность пассажиров и даже минимальный процент ошибок недопустим, говорят в РЖД.
«Помимо перевозки пассажиров, есть и общий контур безопасности. Мы разработали алгоритмы, которые определяют девиантное поведение людей, в том числе зацеперов. Так, система обеспечивает само по себе беспилотное ведение. Да, пока под контролем машиниста, чтобы исключить любые возможные ошибки. Для этого нужна постоянная диагностика как подвижного состава, так и железнодорожного пути», – сказал Кирилл Семион.
Также в РЖД проанализировали физическое состояние машиниста поезда при различных рабочих нагрузках. Исследования показали: если оператор находится в комфортной обстановке, не отвлекается на рутинные задачи, у него не распыляется внимание, он не теряет сосредоточенности и может на протяжении всей смены абсолютно адекватно реагировать на нестандартные случаи. Иными словами, эффективность работы машиниста в кабине беспилотного поезда будет существенно выше.