Источник:
Международный научный журнал «Вестник науки», февраль 2025, № 2 (83) Том 1
А.А. Бушаева, М.А. Воробьева, И.А. Тютин
«Мониторинг качества решений в иерархической системе управления объектами железнодорожного транспорта»
Студенты и аспиранты Российского университета транспорта (РУТ МИИТ) предложили методику оценки качества решений управления железнодорожным транспортом на основе имитационного моделирования. Практическим результатом исследования стали тренинги, в которых диспетчерам для принятия решений приходится пользоваться неполными данными. Оказалось, что такая тренировка существенно повышает эффективность решений в реальной жизни.
Авторы исследования создали имитационную модель для участка Куйбышевской железной дороги между станциями Кинель и Абдуллино. Проанализировав движение поездов на этом отрезке, исследователи выявили, как формируется график, на каких участках чаще всего возникают отклонения. Эти сведения были сопоставлены с абсолютно всеми решениями, которые принимали диспетчеры, чтобы выявить зависимости. Были проанализированы и два случая, связанных с задержкой поездов. Так, в первом эпизоде задержка отправления грузового состава составила 40 минут, что вызвало каскадные задержки на трех соседних станциях. Вторым примером стало перенаправление пяти поездов из-за ремонтных работ на перегоне, эти составы в сумме задержались на два часа.
Исследователи установили, что ключевой причиной, из-за которой диспетчеры приняли неверные решения, вызвавшие задержки, оказалось отсутствие полных данных.
Чтобы понять, как ведется работа в условиях, когда сведений недостаточно, исследователи предложили тренинги для диспетчеров со сценариями без полных данных. Диспетчеры быстро освоили новые сценарии и стали уверенно принимать наиболее подходящие решения во время работы, даже когда сведения были неполными.
Главным секретом успеха тренингов авторы исследования называют имитационную модель. Она максимально соответствовала тем условиям, с которыми диспетчеры сталкиваются в повседневной работе. Поэтому сценарий не может быть универсальным. В основе моделирования должны лежать, по мнению авторов исследования, реальные случаи, которые выявлены на конкретных участках в ходе мониторинга. Подробный разбор таких эпизодов и обучение сотрудников тому, как избежать ошибок, позволяюет отработать на тренажерах самые сложные ситуации.
Методы, когда каждое решение диспетчера оценивается через призму выполнения маршрута и влияния на решения других диспетчеров, широко используется, например, в авиации. Авторы исследования полагают, что внедрение подобных принципов в управление железнодорожным транспортом может значительно улучшить качество подготовки диспетчеров на учебных тренажерах.
«Экспериментальная проверка на участке Куйбышевской железной дороги (Кинель –Абдулино) показала снижение задержек на 18% при внедрении системы мониторинга. Результаты могут быть применены для оптимизации управления как на региональном, так и на федеральном уровнеях», –- уверены авторы исследования.
В их числе – сотрудник компании «Цифровые сервисы»
Последовательное внедрение «цифры» дает реальные эффекты
В исследование рассмотрены вызовы и тренды ИТ-отрасли
Так, благодаря ИЦК появился ряд корпоративных программных продуктов и другие прикладные решения