Источник:
«Международный научно-исследовательский журнал», 2025, №3 (153)
Д.Н. Хусенов, В.М. Алексеев, В.И. Кузнецов
«Модель идентификации состояния подвижного состава при его движении на основе оптического сенсора»
С запуском ВСМ информации, которую передают датчики на путях о движении поездов, может оказаться недостаточно. На высоких скоростях требуется не просто определять местоположение состава, например, к какой платформе он подъезжает, но и контролировать расположение всех колесных пар. Также необходимы данные о состоянии путей, находящихся достаточно далеко от поезда. Группа ученых Российского университета транспорта (РУТ МИИТ) и Научно-исследовательского и проектного института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС) исследовала возможность определения местоположения поезда с помощью расчетов.
Ученые создали математическую модель для определения достоверности контроля проезда колесных пар при высокоскоростном движении. Они определили теоретические возможности ее внедрения на основе технологии WDM – мультиплексирования (передача данных по нескольким логическим каналам связи в одном физическом канале) с разделением длины волны. Ее суть в том, что после механического воздействия на кабель происходит интерференция световых потоков (перераспределение светового излучения в пространстве в результате наложения двух или более световых волн друг на друга) . Также исследователи провели расчеты эффективности нескольких способов контроля за движением состава, включая точечные датчики и сенсорные оптические кабели. Они пришли к выводу, что наиболее эффективны окажутся оптические датчики.
При использовании оптических сенсоров объединенных кабелем, данные передаются без шумов независимо от погоды и времени суток. Что особенно важно, они корректны, даже когда поезда проходят рядом друг с другом.
С внедрением высокоскоростного движения машинисты поездов перейдут на технологию управления с подвижными блокучастками, и тогда тормозной путь им потребуется рассчитывать на контроллере локомотива. Чтобы использовать эту технологию, машинисту нужны оперативные и максимально точные данные о расположении поезда, состоянии состава и путей. Применение оптических сенсоров поможет быстро получать необходимую информацию.
«Многоволновые системы позволяют качественнее анализировать и классифицировать различные стадии состояния объектов на инфраструктуре, за счет появления множества признаков, обусловленных множеством световых потоков, реализующих WDM-технологию в реальном времени», — отмечают ученые.
Планируемый запуск высокоскоростного движения стал драйвером к созданию множества систем, связанных с обеспечением безопасности на железной дороге с учетом высоких скоростей. Разработанная модель с использованием оптических датчиков — одно из решений, позволяющих контролировать сам поезд и состояние инфраструктуры.
Пилотный проект планируется запустить уже в следующем году
Перевозка выполнена с использованием сервиса «ИНТЕРТРАН»
Проект успешно протестирован на маневровых локомотивах
Отработанная в рамках «пилота» технология может быть тиражирована на всю сеть