Источник:
«Известия Петербургского университета путей сообщения», том 21, выпуск 1, 2024
Ученые из Санкт-Петербургского университета путей сообщения создали модель информационно-телекоммуникационного взаимодействия между автоматизированными транспортными средствами и установили, что в условиях загруженности каналов GSM, а также при недостаточном покрытии территории мобильной связью, обмен данными может происходить через УКВ-диапазон.
Сообщения, которые могут отправлять друг другу транспортные средства, создатели модели предложили разделить на четыре типа. Самые важные и являющиеся приоритетными, это сообщения, связанные с непосредственным управлением транспортом и информация об авариях. Данные второго приоритета – это сообщения о различных транспортных событиях и инцидентах, которые не считаются аварийными. В третьей зоне – события о взаимодействиях с дорожной и городской инфраструктурой, в четвертой – информация для пассажиров о кафе и магазинах в округе.
Сообщения ранжируются исходя из степени важности. Но когда количество сигналов возрастает, время на их доставку увеличивается. Если информация об экстренных событиях передается почти мгновенно, то ждать сообщение четвертого порядка приходится больше 25 минут.
Сейчас инфраструктура обмена данными между машинами только формируется, однако авторы исследования указывают, что совсем скоро на рынке появятся транспортные средства, которые в определенные моменты могут взять управление на себя.
В России цифровизация транспортной отрасли ведется сразу в нескольких направлениях в соответствии со стратегией цифровой трансформации, она касается как развития беспилотного пассажирского и грузового транспорта, так и создания цифровых двойников объектов инфраструктуры и создания цифрового управления транспортной системой в России.
В ходе построения модели ученые выяснили, что в УКВ-диапазоне также возможна передача экстренных сигналов в течение нескольких секунд. Доставка сообщений четвертого порядка через такой канал при наличии альтернатив вряд ли удобна, ведь время на доставку данных может достигать одного часа. Тем не менее УКВ-диапазон позволяет передавать данные на расстояние до 100 км, что является крайне важным на территориях, не находящихся в зоне покрытия мобильной связи, также радиосигнал может использоваться в тоннелях.
В исследовании отмечается, что если транспортные средства находятся на близком расстоянии друг от друга, то помимо GSM и УКВ может также использоваться Bluetooth.
«Разработанная имитационная модель дает возможность получить временные характеристики передачи информации при использовании различных каналов связи, позволяя наиболее эффективно подобрать интенсивность и размер различных сообщений», – отмечают создатели модели.
Мировые производители уже анонсировали выпуск автомобилей, которые способны полностью принимать на себя управление транспортным средством. На рынке уже есть техника, способная ездить без водителя в экстренных ситуациях. Обсуждаются перспективы появления беспилотных поездов в метрополитене, в 2023 году грузовики без водителей тестировали на трассе между Москвой и Санкт-Петербургом.
Таким образом, степень вовлеченности человека в процесс управления транспортом будет постепенно снижаться, а значит, для безопасности на дорогах необходимо создавать принципиально новую инфраструктуру, понятную в том числе и искусственному интеллекту.