Источник:
«Бюллетень результатов научных исследований», 2025, №1
Д.Н. Солин, А.А. Шамрай, Д.В. Даниленко
«Определение дефектов на поверхности катания колес грузового вагона посредством устройства мониторинга, установленного на буксе»
В России испытано устройство, которое может использоваться для мониторинга грузовых вагонов. Прибор проверялся на вагонах с разным состоянием колесных пар, исследование позволило выявить, как устройство фиксирует ударное воздействие дефектного колеса о рельс. В группу исследователей вошли эксперты Петербургского государственного университета путей сообщения, научно-внедренческого центра «Вагоны», научно-производственного предприятия «РаТорм» и производителя грузовых вагонов «РМ Рейл».
Устройство мониторинга движения грузового вагона испытывалось на экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» в Щербинке. Прибор монтировали на вагоны с тележками с осевой нагрузкой 25 тс модели 18-9891. Проверка показала, что устройство способно автоматически определять скорость вагона, координаты, фиксировать факт ускорения. Полученные данные сравнивались с показателями акселерометров, которые устанавливались на кронштейны крепления прибора и на кузов вагона.
Опытный состав курсировал со скоростью 20, 40, 60 и 80 км/ч. Проверялись показания при движении состава с порожними вагонами, а также при их загрузке на 50% и на 100%. Результаты эксперимента позволили получить полную картину того, какие данные передает устройство в зависимости от скорости, загрузки и наличия дефектных колес. В каждом случае динамические сигналы отличались. Эти различия дают возможность для выстраивания непрерывной системы мониторинга состояния каждого вагона.
Сейчас диагностика состояния грузовых вагонов производится, как правило, с помощью стационарных систем, которые устанавливаются на пунктах техобслуживания. Но такое обследование осуществляется лишь при проходе поезда через участок регистрации. Системы мониторинга на подвижном составе смогут передавать актуальные данные, например, о повреждении поверхности колеса, сразу после появления неисправности.
Внедрение оборудования для отслеживания технического состояния каждого грузового вагона в перспективе может позволить снизить порожний пробег, а также затраты на организацию перевозок за счет оптимального распределения вагонного парка. Также это поможет сократить простои и уменьшить число случаев, когда груженый вагон отцепляют для ремонта. Испытания показали, что устройство выполняет свои функции, но для полномасштабного мониторинга необходимо повышать его чувствительность.
В их числе – сотрудник компании «Цифровые сервисы»
Последовательное внедрение «цифры» дает реальные эффекты
В исследование рассмотрены вызовы и тренды ИТ-отрасли
Так, благодаря ИЦК появился ряд корпоративных программных продуктов и другие прикладные решения