Источник:
«Интеллектуальные технологии на транспорте», 2025, №1 (41)
Э.К. Лецкий, А.И. Гуров
«Интегрирование искусственного интеллекта в функциональное тестирование критической информационной инфраструктуры железнодорожного транспорта»
В Российском университете транспорта (МИИТ) провели исследование, как искусственный интеллект может использоваться на объектах критической информационной инфраструктуры железной дороги. По оценкам ученых, ИИ имеет большие перспективы для применения в системах бронирования билетов, в частности, АСУ «Экспресс».
Авторы исследования выявили задачи, которые можно было бы перепоручить ИИ при тестировании инфраструктуры АСУ «Экспресс». В частности, по мнению ученых, ИИ сможет спрогнозировать повышенные риски сбоев системы, исходя из внешних факторов и состояния инфраструктуры, а также построить тесты по заданным критериям.
Тестирование автоматизированных систем проводится регулярно, для этого применяются так называемые кейс-тесты. Их суть в том, что на основе определенных данных проверяется, как отработает система в тех или иных условиях, например, при единовременном повышенном спросе на билеты на конкретное направление. Сейчас кейс-тесты управляются тестировщиками. Авторы исследования считают, что их проведением мог бы заняться искусственный интеллект, а людям-тестировщикам предлагается оставить контроль над системой.
Среди преимуществ использования ИИ ученые назвали скорость проведения тестирования, а также применение аналитики и метрик, с помощью которых можно непрерывно осуществлять мониторинг тестируемых систем. Такой подход позволяет выявить риски и ошибки заранее и предпринять меры для их устранения.
Сейчас в АСУ «Экспресс» больше 7 тысяч пользователей и каналов обслуживания. Каждый день система обрабатывает более 10 млн обращений, а в пиковые периоды в секунду она получает до 2 тысяч запросов. Если в это время в системе произойдет сбой, то пассажиры столкнутся с невозможностью корректно осуществить бронирование.
«Применение искусственного интеллекта для функционального тестирования сайта и приложения бронирования билетов на железнодорожном транспорте может значительно повысить эффективность тестирования, сократить время на поиск и исправление ошибок, а также улучшить качество взаимодействия с клиентами», — уверены авторы исследования.
С каждым годом растет доля пассажиров, которые приобретают посадочные документы не в кассах, а самостоятельно, через терминалы, на официальном сайте РЖД, через сайты и приложения агрегаторов. Поэтому нагрузка на систему бронирования в перспективе будет только возрастать и своевременное выявление повышенных рисков сбоев окажется более чем кстати.