Источник:
«Автоматика на транспорте», №1, т. 11, март 2025
В.В. Кудюкин, А.В.Вуколов, В.С. Кузьмин
«Имитационное моделирование работы робототехнических комплексов, предназначенных для расформирования составов на сортировочных горках»
Ученые НИИАС в рамках реализации Концепции «Цифровая железнодорожная станция» разработали сценарии движения для робота-расцепщика. Они позволяют выполнить максимальное количество расцепок за минимальный отрезок времени. Учитывая, что такие устройства только создаются, предложенная НИИАС модель может лечь в основу техзаданий и требований к оснащению цифровых железнодорожных станций.
В рамках построения модели функционирования робототехнического комплекса авторы исследования разработали четыре варианта перемещения каретки мобильной платформы. Учитывались скорость надвига, время разгона каретки, а также время торможения и период равномерного движения робототехнического комплекса. С помощью этих данных авторы выявили факторы, от которых зависит эффективность работы каретки.
Разработанная в НИИАС математическая модель показала, что хуже всего система работает, когда при максимальной скорости надвига длина отцепа и протяженность действия самого робототехнического комплекса — минимальны. При таких условиях человеку приходится регулярно включаться в процесс. При уменьшении скорости надвига и увеличении скорости самой каретки при применении дополнительного стационарного путевого датчика можно добиться того, чтобы робот-отцепщик заранее получал информацию о других вагонах. Тогда после расцепки одной пары вагонов будет двигаться к следующим, не вовлекая в эти действия операторов.
Также разработанная модель помогает рассчитать, какое максимальное количество подряд отцепов может произвести робот в тех или иных условиях.
Роботы-расцепщики создаются во многих странах мира. Однако зачастую разработчики обходятся без математических моделей. В НИИАС выбрали более сложный путь. Авторы исследования уверены, если задать роботам более сложный алгоритм движения, то это позволит увеличить количество расцепок и повысить эффективность работы систем.
«Робототехнические комплексы призваны с одной стороны исключить необходимость нахождения работников хозяйства перевозок в опасной зоне, а с другой — повысить скорость надвига», - отмечают авторы исследования.
Ранее институт разработал робота-расцепщика. В ноябре 2024 года Ространснадзор сообщил о первых успешных испытаниях созданного в НИИАС робота-расцепщика «Горан». Робототехнический комплекс установлен на мобильной платформе. Она передвигается по специальной рельсовой конструкции, установленной вдоль пути. Устройство состоит из модулей связи, безопасности, технического зрения, руки-манипулятора.Планируется, что именно с помощью разнообразных роботизированных систем на цифровых железнодорожных станциях будет производиться расцепка вагонов. Первые такие станции, появятся уже в 2026 году.
В их числе – сотрудник компании «Цифровые сервисы»
Последовательное внедрение «цифры» дает реальные эффекты
В исследование рассмотрены вызовы и тренды ИТ-отрасли
Так, благодаря ИЦК появился ряд корпоративных программных продуктов и другие прикладные решения