РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Цифровой трансформации РЖД скорректировали подходы
Регулирование

Цифровой трансформации РЖД скорректировали подходы

Совет директоров ОАО «РЖД» утвердил актуализированную Стратегию цифровой трансформации компании до 2025 года. Документ ориентирован на создание и внедрение отечественного софта и развитие цифровых сервисов как для железнодорожников, так и для клиентов компании, в том числе востребованных на экспортных рынках.

13:53, 21 апреля 2023

Содержание
Содержание

Стратегия цифровой трансформации РЖД была утверждена в 2019 году в целях обеспечения цифрового лидерства компании, расширения продуктовой линейки транспортных услуг, повышения эффективности бизнес-процессов и обеспечения технологической безопасности отрасли. 

Необходимость актуализации

В связи с последними политическими и экономическими событиями в стране и мире возникла необходимость в актуализации документа. Его новая редакция утверждена в апреле этого года в соответствии с директивами правительства РФ.

Главная цель обновленного документа — выстраивание эффективных внутренних процессов РЖД на основе цифровых технологий и создание цифровых продуктов для существующих и новых рыночных сегментов. Как рассказал Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД», работа над новой редакцией Стратегии велась в тесном сотрудничестве с экспертами Минцифры России, Минтранса России и АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий». При планировании цифровой трансформации компании учтены интересы государства, транспортной отрасли и бизнеса.

«Мы провели масштабную работу, в которую были вовлечены свыше сотни ключевых специалистов и руководителей различных функциональных подразделений компании. В обновленный документ добавлены задачи по импортозамещению программного обеспечения и радиоэлектронной продукции, прописаны подходы к обеспечению информационной безопасности», – подчеркнул Евгений Чаркин.

Платформы цифровой трансформации

Актуализированная Стратегия цифровой трансформации (СЦТ-2025) ориентирована на развитие семи ключевых цифровых платформ.

  • Платформа мультимодальных пассажирских перевозок;
  • Платформа мультимодальных грузовых перевозок;
  • Платформа транспортно-логистических узлов;
  • Платформа линейной инфраструктуры;
  • Платформа управления перевозочным процессом;
  • Платформа непроизводственных процессов;
  • Платформа тягового подвижного состава.

На основе каждой платформы создаются цифровые сервисы и продукты для внешних пользователей (клиентов, партнеров и государства) и внутренних (сотрудников и руководителей компании) с использованием таких цифровых технологий, как большие данные, распределенные реестры, промышленный интернет вещей, квантовые вычисления. 

Цифровая трансформация делает грузовые перевозки эффективнее
Цифровая трансформация делает грузовые перевозки эффективнее

Грузовые перевозки

Например, в сфере грузовых перевозок внедрены смарт-контракты (оформление перевозки с разными участниками логистической цепочки) на блокчейн-платформе. Развиваются сервисы электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» (там насчитывается почти 9 тыс. пользователей), а также технология безбумажной международной мультимодальной грузовой перевозки ИНТЕРТРАН (совершено уже более 98 тыс. отправок). Благодаря реализации этих сервисов компании удается обеспечить индивидуальный подход к каждому клиенту.

До конца 2023 года клиенты РЖД получат возможность размещать через личный кабинет заявления на создание новых и развитие существующих примыканий на развитие инфраструктуры необщего пользования; заказывать мониторинг услуг «Грузовой экспресс» и мониторинг размещения железнодорожных составов на путях общего пользования; размещать заявки на погрузку-выгрузку грузов на местах общего пользования собственными силами.

РЖД собирются предложить пассажирам интеллектуальный сервис по формированию индивидуальных предложений
РЖД собирются предложить пассажирам интеллектуальный сервис по формированию индивидуальных предложений

Цифровизация для людей

Свое развитие получат и ИТ-сервисы для пассажиров. Уже сейчас в электронном виде им доступно большинство услуг компании. В результате 74% билетов граждане оформляют онлайн через портал и мобильное приложение РЖД. Планируется, что к началу 2024 года будет организовано взаимодействие пассажиров со всеми перевозчиками в режиме единого окна. А в 2025 году гражданам будет предоставлен интеллектуальный сервис по формированию индивидуальных предложений.

На «цифровые рельсы» поставлено и взаимодействие с госорганами. ОАО «РЖД» интегрировало свои информационные системы с системами Минтранса России, Росреестра и других ведомств. Кроме того, компания одной из первой создала собственную витрину данных в Национальной системе управления данными, через которую осуществляется взаимодействие с Пенсионным фондом России (ПФР). В результате РЖД и ПФР обработали почти 108 тыс. обращений по Крайнему Северу.

В числе перспективных направлений — реализация мультимодальных перевозок с автомобильным транспортом в рамках взаимодействия с Минтрансом России по оформлению грузовых перевозок в электронном виде.

Внутренние сервисы компании показали свою эффективность, и планы по их развитию также включены в СЦТ-2025. Например, активизирована работа по внедрению электронного кадрового документооборота (ЭКДО). Если к концу 2022 года число участников ЭКДО достигло почти 93 тыс. пользователей, то в настоящее время сервисом пользуются уже 193 тыс. человек. Активно развивается Сервисный портал работника РЖД. Сейчас число сервисов там достигло 60, их используют 90% сотрудников.

Как подчеркнул Евгений Чаркин, эти цифровые новшества позволили более эффективно использовать рабочее время, экономить материальные ресурсы, быстрее и точнее решать производственные задачи.

Экспортный потенциал

Большое внимание уделено экспорту цифровых услуг РЖД. В экспортном портфеле компании определено 16 ИТ-продуктов, готовых к внедрению на зарубежных рынках. Например, разработано решение по продаже билетов на все виды транспорта «Автоматизированное рабочее место кассира» (АРМ Кассира). Использовать АРМ Кассира можно в пригородных железнодорожных кассах, кассах дальнего следования, речного транспорта, авиа- и автобусных кассах.

Во втором квартале 2023 года продукт будет дополнен возможностью оформить мультимодальную поездку. «АРМ кассира» – это полностью отечественная разработка, созданная под операционную систему Astra Linux. При этом для нас очень важно, что это не просто импортонезависимое цифровое решение, но оно еще и превосходит зарубежные аналоги по функциональности и устойчивости», – отметил Евгений Чаркин.

Особо стоит отметить еще ряд продуктов, которые могут быть ориентированы на экспорт. Среди них — автоматизированная система контроля работы специального подвижного состава «САДКО». В режиме реального времени она позволяет удаленно контролировать состояние и работу машин и механизмов путевой техники, тем самым повышая эффективность ее использования.

«Автоматизированное рабочее место кассира» создано для железнодорожников, но использовать его можно на всех видах пассажирских перевозок
«Автоматизированное рабочее место кассира» создано для железнодорожников, но использовать его можно на всех видах пассажирских перевозок

Еще одно решение – семейство цифровых продуктов «Эльбрус» для построения прогнозных графиков движения и расчета показателей пропускной способности. Они позволяют автоматизированно строить суточный энергосберегающий график движения с учетом расписания пассажирских и пригородных поездов, в период предоставления «окон» для ремонтно-восстановительных и строительно-монтажных работ.

Также разработана подсистема акустического ультразвукового контроля экипажной части подвижного состава «ПАУК» — оборудование предназначено для мониторинга и диагностики технического состояния поверхности катания колесных пар тягового, грузового, пассажирского и других видов железнодорожного подвижного состава.

РЖД выступает и заказчиком отечественных программных продуктов, и их производителем
РЖД выступает и заказчиком отечественных программных продуктов, и их производителем

Технологический суверенитет

Одно из ключевых направлений СЦТ-2025 обеспечение технологического суверенитета отрасли. В РЖД активно реализуются планы по переходу на российские программное обеспечение и радиоэлектронное оборудование. Причем компания выступает не только в роли заказчика российского софта, но и производителя. Дело в том, что по многим классам программного обеспечения на сегодняшний день отсутствуют отечественные продукты, соответствующие требованиям ОАО «РЖД» по функциональности, надежности и производительности. Например, но классу систем управления ресурсами предприятия – ERP — все имеющиеся на рынке системы требуют существенной доработки. Для решения этой проблемы ОАО «РЖД» совместно с другими компаниями организовало национальный центр компетенций по импортозамещению ERP (НЦК ЕРП), а также работают над созданием отечественной системы управления ресурсами для крупных компаний.

В результате работы по переводу всех систем ОАО «РЖД» на отечественное ПО удастся обеспечить устойчивое функционирование ИТ-инфраструктуры компании. «Эти и другие результаты будут способствовать выполнению Стратегии цифровой трансформации транспортно-логистической отрасли», – подчеркнул Евгений Чаркин.


Фото: Shutterstock/FOTODOM 

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности