РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranym7c39K
Регулирование
09 октября 2025 (00:00)
Регулирование
09 октября 2025 (00:00)

Искусственный интеллект – неотъемлемая часть цифровой трансформации транспортной отрасли. Внедрение умных технологий открывает новые горизонты для повышения эффективности, безопасности и устойчивости транспортных систем. Чтобы этот процесс был максимально результативным, создана Белая книга «Искусственный интеллект в сфере транспорта и логистики» – практическое руководство для комплексного и стратегического подхода к интеграции интеллектуальных решений.

Использование искусственного интеллекта является одним из приоритетов транспортной отрасли, заявил глава Минтранса России Андрей Никитин. «Искусственный интеллект внедряется во всех сегментах транспортной отрасли, где он в приоритете: это транспортная безопасность, распознавание внештатных ситуаций, нетипичного поведения. Это вопрос национальных целей», – сказал он, выступая в Госдуме.

Чтобы транспортные компании опирались на лучшие ИИ-решения и процесс их цифровой трансформации происходил поступательно, разработана Белая книга «Искусственный интеллект в сфере транспорта и логистики». Ее презентация состоялась на полях III Международного форума «Цифровая транспортация».

Экспертиза сильных

Белая книга создана членами рабочей группы – отраслевого клуба «Технологии искусственного интеллекта для транспорта и логистики» под редакцией двух отраслевых ассоциаций: «Цифровой транспорт и логистика» и «Альянс в сфере искусственного интеллекта». 

В рабочую группу, которую возглавил заместитель генерального директора компании «Российские железные дороги» Евгений Чаркин, вошли эксперты ведущих отраслевых компаний страны, в числе которых РЖД, «Аэрофлот», «Росморпорт», Navio, «Росатом Логистика», Сбербанк, «Яндекс Gо», «Монополия Онлайн», ГК по ОрВД, ТТК, «Евросиб». 

«Мы стали первой отраслью в стране, которая выпустила подобный документ, и, надеюсь, удастся задать в этом смысле некую планку для всей экономики. Сегодня внимание искусственному интеллекту уделяется на самом высоком уровне. Поэтому наша совместная работа очень важна, – сказал Евгений Чаркин. – Очень важно, что мы подошли к вопросу о формировании единых принципов оценки эффективности внедрения искусственного интеллекта. Ну и, конечно, не остался без внимания вопрос этики: технология новая, во многом неизведанная, поэтому очень важно договориться об общих правилах и нормах».

План действий

Белая книга предоставляет ценные рекомендации по оптимизации процессов, повышению конкурентоспособности и эффективности бизнес-процессов компаний в условиях быстро меняющегося рынка.

Как рассказала генеральный директор ассоциации «Альянс в сфере искусственного интеллекта» Валерия Воробьева, в Белой книге представлен последовательный порядок действий: определение задач и данных, подбор оптимального решения, согласование критериев успеха, а затем переход к пилоту и масштабированию. «Такой подход позволяет рационально использовать ресурсы, снижает риски и делает внедрение ИИ на транспорте более предсказуемым и результативным», – подчеркнула она.

Документ будет востребован в отрасли, подчеркнул директор департамента цифрового развития Минтранса России Артем Юренков. Уже сейчас ведущие игроки активно применяют технологии искусственного интеллекта, а в ближайшие два-три года к ним присоединятся еще около 45 компаний. «Белая книга призвана стать для них связующим звеном», – отметил Артем Юренков. 

Практические кейсы

Каждый раздел книги подготовлен одной или несколькими компаниями. Они также поделились успешным опытом реализации проектов с использованием интеллектуальных решений в своей работе.

«Сама отрасль, в которой так много разнообразных кейсов по искусственному интеллекту, предложила правила и стандарты, по которым следует оценивать эффективность ИИ на транспорте, – сказала директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова. – Белая книга – это документ, который положит начало стандартам, нормам, правилам, успешным кейсам применения ИИ».

«Российским железным дорогам» есть чем поделиться с партнерами в части применения ИИ. Технологии искусственного интеллекта сегодня заложены в 33 системы компании. Это, например, система нормирования труда, система допуска вагонов после ремонта, корпоративный интеллектуальный помощник. С помощью технологий ИИ обрабатывается до 55% всех запросов клиентов. 

ИИ повышает уровень безопасности перевозок, дает оптимальное распределение маршрутов и экономит ресурсы. Например, нейросетевые технологии и машинное обучение применяются на 61 пункте коммерческого осмотра вагонов для определения смещения груза, неправильного крепления и других нарушений. 

Следующим шагом станет подключение ИИ к обработке больших данных в процессах управления железными дорогами. Это позволит автоматически отслеживать расхождения показателей в мониторинговых системах, определять возможные причины и выбирать наилучшие варианты решений.

Принимая во внимание этот опыт, команда РЖД поработала над разделом «Процессы и продукты» для Белой книги. Эксперты компании предложили классификацию на производственные и непроизводственные процессы и по каждому типу описали подходы по внедрению ИИ. Так, в блоке с описанием продуктов перечислены типовые решения, которые можно использовать в транспортной отрасли. А для тех компаний, которые только начинают применять ИИ, добавлены рекомендации, на что обратить внимание при внедрении технологии.

«Белая книга будет полезна как крупным, так и малым компаниям, у которых уже есть опыт работы с ИИ или у которых начало этого пути в ближайших планах», – подчеркнул Евгений Чаркин.

Автор

Юлия Антич Тематика: цифровые технологии, образование
Регулирование
09 октября 2025 (00:00)
Вернуться назад
Поделиться >

Журналы

Новости

В раздел
Цифровизация придаст мощный импульс развитию железнодорожной отрасли

Последовательное внедрение «цифры» дает реальные эффекты

14 ноября 2025
Технологический гид АКП ПОО представлен на форуме «Цифровые решения»

В исследование рассмотрены вызовы и тренды ИТ-отрасли

13 ноября 2025
В России выпускается все больше востребованных ИТ-продуктов

Так, благодаря ИЦК появился ряд корпоративных программных продуктов и другие прикладные решения

12 ноября 2025

Важное

Прозрачная логистика
10 ноября 2025
Цифровое будущее договоров
14 октября 2025
Цифровая тяга
07 октября 2025