Введена в эксплуатацию обновленная версия автоматизированной системы «Договоры». Ее пользователями являются свыше 8 тыс. специалистов РЖД. Ключевые доработки: добавлена автоматизация процессов рассмотрения и визирования карточек проектов договоров, а также интеграция со смежными системами. В планах разработчиков – дальнейшее развитие функционала и возможностей АС.
Управление договорными отношениями является краеугольным камнем успешной деятельности любой крупной организации. Для РЖД эта задача приобретает особую значимость, учитывая масштабы и сложность бизнес-процессов. Именно поэтому в компании была разработана и внедрена автоматизированная система «Договоры» – единое цифровое пространство для формирования, хранения и контроля всех договорных обязательств холдинга.
АС «Договоры» предназначена для ведения реестра договоров – от создания проекта договора с возможностью рассмотрения и визирования до его регистрации. Цель – выстраивание централизованного процесса договорной работы в РЖД.
Система зарегистрирована в реестре российского ПО в 2023 году. В августе 2025-го в эксплуатацию введена ее обновленная версия. Специалисты ОЦРВ по заказу ОАО «РЖД» доработали ее в части автоматизации процессов рассмотрения и визирования карточек проектов договоров и взаимодействия со смежными системами по бесшовному переходу. Сейчас функционал системы включает:
• ведение справочников по процессу создания договоров;
• интеграционные взаимодействия со смежными системами для поддержания процесса договорной деятельности;
• формирование проекта договоров с возможностью рассмотрения, визирования и согласования договоров;
• формирование договоров и дополнительных соглашений (расходных, доходных, кредитных), карточек для пролонгации и расторжения договоров;
• взаимодействие с модулем информационной безопасности для авторизации пользователей;
• переход из карточки договора в карточку на стороне АС «Закупки»;
• формирование отчетности по договорной деятельности с учетом заявленных критериев.
Данные в АС «Договоры» вводятся пользователями через интерфейсы системы, а также поступают из смежных систем, в числе которых: АС «Закупки», подсистема оперативного учета товарно-материальных ценностей и материалов Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог (ТДС/ТФС), Единая информационная система управления строительным комплексом ОАО «РЖД» (ЕИС УСК), Единая сквозная система управления имуществом ОАО «РЖД» (СУПРИМ).
В основе системы – открытые (open-source) решения. Это программное обеспечение, распространяемое с открытым исходным кодом. Его можно доработать под свои задачи, а также изучить на наличие уязвимостей, использовать для разработки других программ.
Безопасность информации в системе обеспечивается за счет применения современных технологий защиты данных, резервирования баз данных, распределенных серверов. Также применяются политики безопасности, проверки полномочий через специально выделенный сторонний модуль информационной безопасности (МИБ).
Старший менеджер проектов Дирекции по управлению проектами финансово-экономического и кадрового блока ООО «ОЦРВ» Игорь Холодов:
«При разработке системы главным вызовом стал масштаб компании «РЖД»: большое количество подразделений со смежными системами, со своими правилами и внутренней логикой. Важно было выработать и адаптировать унифицированный процесс работы с договорами для всей сети. Кроме того, нужно было перенести большой объем исторических данных – более 6 млн документов».
В настоящее время в АС «Договоры» более 8 тыс. пользователей – это специалисты договорной работы, юристы, контролеры, регистраторы договора, а также специалисты, контролирующие исполнение договоров, и руководство.
Система позволяет гибко наращивать количество пользователей, в том числе одновременно работающих. Общее количество может достигать до 50 тыс. уникальных пользователей.
Руководитель Департамента систем МТО и закупочной деятельности ООО «ОЦРВ» Юлия Синяева:
«В силу специфики бизнес-процессов ОАО «РЖД» ближайших аналогов у системы нет. Возможно, она будет интересна другим крупным компаниям, которые сталкиваются с похожими задачами в области управления проектами, договорной деятельности и ведения электронных договоров».
Планы по развитию системы обозначены до 2028 года. В числе ключевых направлений – расширение функциональных возможностей, бесшовная интеграция с новыми системами, а также постоянное улучшение и оптимизация всех аспектов текущей работы АС.
В их числе – сотрудник компании «Цифровые сервисы»
Последовательное внедрение «цифры» дает реальные эффекты
В исследование рассмотрены вызовы и тренды ИТ-отрасли
Так, благодаря ИЦК появился ряд корпоративных программных продуктов и другие прикладные решения