РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranym7c39K
Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM
Проекты
07 октября 2025 (00:00)
Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM
Проекты
07 октября 2025 (00:00)
Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM

РЖД переводят управление локомотивным комплексом на интеллектуальную платформу – ЕК АСУТ ЦЛД (Единая корпоративная автоматизированная система управления локомотивным комплексом «Цифровое локомотивное депо»). Новая система призвана стать единым «цифровым мозгом», который организует в реальном времени все процессы работы локомотивов и бригад – от планирования до аналитики. 

Новое решение

Долгое время в компании незаменимым помощником для планирования и контроля работы локомотивов и бригад выступала Автоматизированная система управления локомотивным хозяйством (АСУТ). Ее разработка велась еще с 2000-х годов. 

АСУТ была развернута на региональном уровне и включала 16 разрозненных серверов. При этом каждое предприятие нашло свой способ выполнения задач с применением этой системы. Так появились локальные процессы и нормативные документы. Все это приводило к дублированию информации, задержкам и ошибкам, а также вызывало ряд сложностей в выполнении рабочих операций. Более того, АСУТ использовала устаревшую архитектуру, в составе которой находились компоненты, разработанные с использованием иностранных решений.   

Система изначально проектировалась с ориентацией на импортонезависимость

Создание Единой корпоративной автоматизированной системы управления локомотивным комплексом (ЕК АСУТ ЦЛД) стало ответом на накопившиеся вопросы. Новое решение призвано централизовать процессы локомотивного комплекса и обеспечить их сквозную организацию – от формирования планов до контроля исполнения и аналитики. 

Система изначально проектировалась с ориентацией на импортонезависимость. Она разрабатывается на современных отечественных и свободно распространяемых технологиях (СУБД, инструменты виртуализации и аналитики).

Ключевые задачи

Новая платформа решает три основных блока задач, обеспечивая управление локомотивным комплексом:

Планирование – автоматизированное составление графиков работы локомотивных бригад с учетом норм отдыха, квалификаций, маршрутов следования;

Управление и контроль – управление процессами содержания локомотивов, онлайн-мониторинг выполнения планов, контроль технологических ограничений, предотвращение ошибок и нарушений;

Аналитика – сбор данных о работе локомотивного комплекса, расчет метрик и формирование прогнозов.

Ключевой задачей, на решении которой были сфокусированы усилия разработчиков, стало планирование работы бригад. Для этого был внедрен трехуровневый подход: долгосрочное, сменно-суточное планирование и текущая регулировка. Система заранее распределяет нагрузку, за сутки до поездки уточняет все параметры, а в ходе работы оперативно перераспределяет бригады с учетом поездной обстановки. В результате формируется постоянно актуализируемое именное расписание. При этом отдельно проработан механизм планирования выходных дней, который учитывает множество факторов и обеспечивает заблаговременное оповещение работников.

Вторая важная задача – работа с заказами на предоставление локомотивных бригад, поступающими из множества систем. В том числе из Автоматизированной системы управления станциями (АСУТ СТ), Цифровой железнодорожной станции (ЦЖС), Интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ) и др. ЕК АСУТ ЦЛД упорядочивает этот процесс: платформа не просто фиксирует заказ, а помогает понять, куда направить локомотив с бригадой, в какое время, на каком участке, под какую серию или тип тяги, а также спланировать возвращение бригады в основное депо.

От идеи до внедрения

Разработка ЕК АСУТ ЦЛД велась поэтапно. Проектирование архитектуры и процессов началось в 2019 году, а уже в 2021–2022 годах стартовала опытная эксплуатация первых модулей – планирования, управления и контроля. В течение последующих двух лет система активно развивалась, обрастая новым функционалом и интеграциями, в том числе с ЦЖС. В 2025 году начался финальный этап – полный перевод пользователей на новую платформу и отказ от использования АСУТ в процессах планирования бригад. 

Сейчас система уже находится в промышленной эксплуатации на ряде железных дорог, и ее внедрение на сети продолжается. Главными пользователями ЕК АСУТ ЦЛД выступают нарядчики, начальники резервов, руководители депо и сотрудники дирекций тяги. Это несколько тысяч человек, но вместе с масштабированием системы этот показатель кратно вырастет. 

В 2025 году начался полный перевод пользователей на новую платформу

Параллельно команда проекта ведет работы по улучшению уже имеющихся возможностей системы и работает над одной из самых сложных задач – отключением функций АСУТ. В АСУТ было создано более 800 видов отчетов под разные задачи. Сейчас разработчики пересматривают этот подход, чтобы дать пользователям возможность самостоятельно конструировать отчеты под свои нужды. 

Заместитель директора НАО «Инфоком» Евгений Дорничев:

«Мы плотно работаем по нескольким направлениям. Прежде всего, переносим в новую систему функции управления деповским хозяйством и книги замечаний машиниста, прорабатываем также задачи по переводу отчетности по оперативной эксплуатационной работе. Помимо этого, ведем работы по улучшению уже имеющихся функций и отключению функций АСУТ».

Человеческий фактор и технологии

Самой сложной технологической задачей при разработке стала гармонизация алгоритмов планирования с реальной жизнью депо. Система должна учитывать десятки ограничений: от норм отдыха и квалификации сотрудников до отпусков и участков обслуживания. Не менее трудоемкой оказалась и техническая интеграция с устаревшими системами (такими как АСУТ), которые не всегда справляются с современным потоком информации.

Заместитель главного инженера – начальник отдела информатизации и статистики Дирекции тяги Евгений Поцелуев:

«Сейчас мы решаем организационные задачи. Непросто переключить всех оперативных работников депо на работу в новой системе, какой бы замечательной она ни была. Мы стараемся обеспечить максимально комфортный переход и снять возможные трудности для сотрудников».

Для удобства пользователей интерфейс постоянно развивается. Внедрены панель исходных данных, инструменты управления выдачей, современные системы отчетности, быстрые фильтры. Команда проекта собирает обратную связь через Единую систему поддержки пользователей (ЕСПП) и специальный чат с исполнителями, включая самые приоритетные пожелания в ближайшие релизы.

Взгляд в будущее

Внедрение системы дало ощутимые результаты. На тех дорогах, где она уже работает, удалось сократить время обработки заказов и их распределения по локомотивным бригадам, уменьшить количество ошибок планирования, повысить дисциплину формирования заказов и снизить разрыв между недоработкой и сверхурочной работой локомотивных бригад. 

Для обеспечения надежности платформы применяются современные средства резервирования, разграничение доступа пользователей по ролям и шифрование данных, а сама система проходит аттестацию по требованиям безопасности.

Платформа глубоко интегрирована в ИТ-ландшафт РЖД, обмениваясь данными с ЦЖС, АСУ «ЭКСПРЕСС», АПК «ЭЛЬБРУС», ИСУЖТ и другими системами. Это обеспечивает сквозной процесс управления локомотивным комплексом – от заказа до исполнения.

Планы по развитию ЕК АСУТ ЦЛД на 2025 год и далее включают:

• расширение предиктивной аналитики для прогноза выработки и скоринга (рейтингования) бригад;

• углубленную интеграцию с ЦЖС и другими корпоративными системами;

• создание дашбордов для руководителей;

• развитие механизмов автоматического контроля качества заказов.

Всего развитие системы предполагает более сотни задач по улучшению пользовательского опыта и повышению эффективности процессов. В ближайшей перспективе планируется завершить перенос на платформу рабочего места машиниста-инструктора и специалиста по охране труда.

Проект также обладает экспортным потенциалом. Опыт цифровизации локомотивного комплекса может быть востребован железными дорогами стран СНГ и государств с сопоставимой структурой эксплуатации. Это открывает для ЕК АСУТ ЦЛД новые горизонты за пределами сети ОАО «РЖД». 

Проекты
07 октября 2025 (00:00)
Вернуться назад
Поделиться >

Журналы

Новости

В раздел
Цифровизация придаст мощный импульс развитию железнодорожной отрасли

Последовательное внедрение «цифры» дает реальные эффекты

14 ноября 2025
Технологический гид АКП ПОО представлен на форуме «Цифровые решения»

В исследование рассмотрены вызовы и тренды ИТ-отрасли

13 ноября 2025
В России выпускается все больше востребованных ИТ-продуктов

Так, благодаря ИЦК появился ряд корпоративных программных продуктов и другие прикладные решения

12 ноября 2025

Важное

Прозрачная логистика
10 ноября 2025
Цифровое будущее договоров
14 октября 2025
Услышать поезд через оптоволоконную связь
25 сентября 2025