РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:2Ranym7c39K
Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM
Проекты
10 сентября 2025 (00:00)
Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM
Проекты
10 сентября 2025 (00:00)
Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM

Процесс перевода производственных систем на импортонезависимые технологии — одно из ключевых направлений работы холдинга «РЖД». В первую очередь речь идет об ИТ-инфраструктуре, которая обеспечивает бесперебойное и безопасное функционирование железных дорог. Так, в компании завершена разработка «Системы автоматизированного формирования дорожной и аналитической отчетности централизованной обработки маршрута машиниста на сетевом уровне нового поколения» (КИХ ЦОММ НП). Она позволяет принимать своевременные и обоснованные управленческие решения по вопросам ремонтных работ и техобслуживания локомотивов.

Система возможностей

КИХ ЦОММ НП представляет собой оперативную информационную систему, предназначенную для консолидации информации о работе локомотивов, моторвагонного подвижного состава (МВПС) и локомотивных бригад.

Так, в ней формируются отчеты по показателям использования локомотивов, МВПС, локомотивных бригад и информации об операциях с тяговым подвижным составом.

Например, в случае с локомотивами речь идет о количественных показателях (пробеге, времени нахождения в различных парках — рабочем, нерабочем, неэксплуатируемом, исполненном грузообороте и др.) и качественных (производительности локомотива, среднем составе поезда, скорости движения). Также рассчитываются значения использования топлива, что позволяет формировать соответствующую аналитику (эффективность, потери и др.).

В случае с локомотивными бригадами отчеты включают информацию о непроизводственных потерях времени, о соблюдении режима труда и отдыха и других показателях.

КИХ ЦОММ НП выполняет следующие функции:

  1. Прием информации из множества автоматизированных систем РЖД и наполнение базы данных.
  2. Расчет информации для передачи в систему формирования локомотивной отчетности.
  3. Формирование отчетности и аналитических справок.
  4. Предоставление информации внешним системам.
Андрей Щелканов,
заместитель начальника управления анализа и статистики Департамента информатизации ОАО «РЖД»:

«В КИХ ЦОММ НП собрана информация по ремонтным событиям и техническому обслуживанию локомотивов, МВПС. В системе в оперативном режиме обрабатываются данные работы и использования локомотивного парка, предварительно рассчитанные значения предоставляются смежным системам-потребителям».

В помощь руководителям

Систему используют на разных уровнях — руководители и специалисты Департамента информатизации, Службы корпоративной информатизации, Дирекции тяги, регионов управления дороги, Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, Центральной дирекции управления движением, Дорожного топливно-энергетического центра, территориальных филиалов РЖД (железных дорог), пригородных пассажирских компаний.

На основе данных комплекса КИХ ЦОММ НП пользователи линейного, дорожного и сетевого уровней могут принимать управленческие решения. Например, система фиксирует факты простоя локомотива свыше трех часов после ремонта или повторных неплановых ремонтов. В результате такие случаи становятся известны руководителям, и они могут предпринять необходимые меры.

Как велась работа над проектом

Проект создания системы КИХ ЦОММ НП инициирован управлением анализа и статистики Департамента информатизации РЖД. Работа стартовала в 2023 году в Отраслевом центре разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ). Проект включает разработку:

  • структуры системы;
  • модулей интеграции с системами-источниками;
  • функционала расчета информации;
  • аналитических форм, предоставляющих данные пользователю;
  • функционала предоставления данных системам-потребителям.

Александр Васильев,
директор Дирекции управления проектами производственного блока ООО «ОЦРВ»:

«Сложности возникали с выбором решений: при их отборе мы сталкивались с тем, что функционал не соответствовал заявленному изначально или содержал ошибки. Мы впервые столкнулась с разработкой системы такого масштаба с использованием новых технологий в довольно сжатые сроки. Сложные системы создавать трудно, но интересно».

В результате перевода одной из ключевых производственных систем ОАО «РЖД» на импортонезависимые технологии обеспечена отказоустойчивость и независимость от иностранных вендоров, производителей программного обеспечения и вычислительных комплексов. «Этого удалось достичь в том числе путем применения распределенных кластерных технологий», — рассказал Александр Васильев.

Задачи с большим объемом вычислений выполняются параллельно на разных узлах вычислительных ресурсов (процессоров, памяти и т. д.). При этом в случае выхода из строя одного из узлов задачи перераспределяются на оставшиеся. Каждый узел обрабатывает только свою часть общей задачи, а ПО следит за состоянием узлов и перераспределяет нагрузку при необходимости.

Потенциал для развития

В перспективе разработчики планируют расширить функционал системы в соответствии с запросами пользователей и заказчика. Так, станет возможным проведение углубленного аудита данных в части контроля их полноты и качества в смежных информационных системах.

Это в том числе будет способствовать расширению коммерческого потенциала КИХ ЦОММ НП для ее внедрения в ИТ-инфраструктуру железных дорог других стран.

Автор

Юлия Антич Тематика: цифровые технологии, образование
Проекты
10 сентября 2025 (00:00)
Вернуться назад
Поделиться >

Журналы

Новости

В раздел
Цифровизация придаст мощный импульс развитию железнодорожной отрасли

Последовательное внедрение «цифры» дает реальные эффекты

14 ноября 2025
Технологический гид АКП ПОО представлен на форуме «Цифровые решения»

В исследование рассмотрены вызовы и тренды ИТ-отрасли

13 ноября 2025
В России выпускается все больше востребованных ИТ-продуктов

Так, благодаря ИЦК появился ряд корпоративных программных продуктов и другие прикладные решения

12 ноября 2025

Важное

Прозрачная логистика
10 ноября 2025
Цифровое будущее договоров
14 октября 2025
Цифровая тяга
07 октября 2025