Процесс перевода производственных систем на импортонезависимые технологии — одно из ключевых направлений работы холдинга «РЖД». В первую очередь речь идет об ИТ-инфраструктуре, которая обеспечивает бесперебойное и безопасное функционирование железных дорог. Так, в компании завершена разработка «Системы автоматизированного формирования дорожной и аналитической отчетности централизованной обработки маршрута машиниста на сетевом уровне нового поколения» (КИХ ЦОММ НП). Она позволяет принимать своевременные и обоснованные управленческие решения по вопросам ремонтных работ и техобслуживания локомотивов.
КИХ ЦОММ НП представляет собой оперативную информационную систему, предназначенную для консолидации информации о работе локомотивов, моторвагонного подвижного состава (МВПС) и локомотивных бригад.
Так, в ней формируются отчеты по показателям использования локомотивов, МВПС, локомотивных бригад и информации об операциях с тяговым подвижным составом.
Например, в случае с локомотивами речь идет о количественных показателях (пробеге, времени нахождения в различных парках — рабочем, нерабочем, неэксплуатируемом, исполненном грузообороте и др.) и качественных (производительности локомотива, среднем составе поезда, скорости движения). Также рассчитываются значения использования топлива, что позволяет формировать соответствующую аналитику (эффективность, потери и др.).
В случае с локомотивными бригадами отчеты включают информацию о непроизводственных потерях времени, о соблюдении режима труда и отдыха и других показателях.
КИХ ЦОММ НП выполняет следующие функции:
«В КИХ ЦОММ НП собрана информация по ремонтным событиям и техническому обслуживанию локомотивов, МВПС. В системе в оперативном режиме обрабатываются данные работы и использования локомотивного парка, предварительно рассчитанные значения предоставляются смежным системам-потребителям».
Систему используют на разных уровнях — руководители и специалисты Департамента информатизации, Службы корпоративной информатизации, Дирекции тяги, регионов управления дороги, Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, Центральной дирекции управления движением, Дорожного топливно-энергетического центра, территориальных филиалов РЖД (железных дорог), пригородных пассажирских компаний.
На основе данных комплекса КИХ ЦОММ НП пользователи линейного, дорожного и сетевого уровней могут принимать управленческие решения. Например, система фиксирует факты простоя локомотива свыше трех часов после ремонта или повторных неплановых ремонтов. В результате такие случаи становятся известны руководителям, и они могут предпринять необходимые меры.
Проект создания системы КИХ ЦОММ НП инициирован управлением анализа и статистики Департамента информатизации РЖД. Работа стартовала в 2023 году в Отраслевом центре разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ). Проект включает разработку:
«Сложности возникали с выбором решений: при их отборе мы сталкивались с тем, что функционал не соответствовал заявленному изначально или содержал ошибки. Мы впервые столкнулась с разработкой системы такого масштаба с использованием новых технологий в довольно сжатые сроки. Сложные системы создавать трудно, но интересно».
В результате перевода одной из ключевых производственных систем ОАО «РЖД» на импортонезависимые технологии обеспечена отказоустойчивость и независимость от иностранных вендоров, производителей программного обеспечения и вычислительных комплексов. «Этого удалось достичь в том числе путем применения распределенных кластерных технологий», — рассказал Александр Васильев.
Задачи с большим объемом вычислений выполняются параллельно на разных узлах вычислительных ресурсов (процессоров, памяти и т. д.). При этом в случае выхода из строя одного из узлов задачи перераспределяются на оставшиеся. Каждый узел обрабатывает только свою часть общей задачи, а ПО следит за состоянием узлов и перераспределяет нагрузку при необходимости.
В перспективе разработчики планируют расширить функционал системы в соответствии с запросами пользователей и заказчика. Так, станет возможным проведение углубленного аудита данных в части контроля их полноты и качества в смежных информационных системах.
Это в том числе будет способствовать расширению коммерческого потенциала КИХ ЦОММ НП для ее внедрения в ИТ-инфраструктуру железных дорог других стран.
В их числе – сотрудник компании «Цифровые сервисы»
Последовательное внедрение «цифры» дает реальные эффекты
В исследование рассмотрены вызовы и тренды ИТ-отрасли
Так, благодаря ИЦК появился ряд корпоративных программных продуктов и другие прикладные решения