РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
ЭТРАН, АСУ «Экспресс» и другие новые импортонезависимые решения
Проекты

ЭТРАН, АСУ «Экспресс» и другие новые импортонезависимые решения

Какие системы создают РЖД в рамках ИЦК

19:55, 02 мая 2024

Фото: Shutterstock/FOTODOM

РЖД, как и другие крупные отечественные компании, разрабатывают импортонезависимые и безопасные программные продукты. Некоторые из них уже готовы и размещены в реестре российского ПО, другие находятся на этапе испытаний.

РЖД успешно меняют зарубежные системы на отечественные и уходят с платформенных решений западных стран. Часть проектов по импортозамещению холдинг реализует в рамках Индустриального центра компетенций. Два проекта были завершены в 2023 году: автоматизированная система оперативного управления перевозками (ЕМД ПП) и автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (АС ЭТРАН НП). Еще шесть проектов в работе. В частности, Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ РЖД) создает решения для управления вагонным хозяйством и отцепочным ремонтом, а также систему учета локомотивов.

«В проекте по ремонтам мы уже реализовали около 30 сервисов. Сейчас они проходят испытания на наших полигонах. Например, получение справки по вагону, деталям и истории ремонта. То есть это базовые сервисы и основные, непосредственно выполняющие ремонт», – рассказывает руководитель Департамента ООО «ОЦРВ РЖД» Ольга Крылова.

Расскажем подробнее о некоторых импортозамещенных решениях.

ЭТРАН: 90% документов на грузоперевозки оформляется онлайн

ЭТРАН – это автоматизированная система подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки. В системе зарегистрировано более 20 000 организаций: дочерние компании РЖД и клиенты холдинга.

С помощью ЭТРАН РЖД оформляют дистанционно до 90% документов на грузоперевозки

Первые версии системы появились еще в 2002 году. За 22 года произошло много изменений, а с 2018 года начался реинжиниринг системы и переход на импортонезависмые решения. Именно тогда ЭТРАН сформировалась в современном виде.

«Несмотря на реинжиниринг, система не стояла на месте, а ее функционал постоянно развивался. За пять лет мы сделали более 1800 модификаций, то есть успешно провели бесшовную интеграцию между развитием системы и ее реинжинирингом»,– подчеркивает руководитель департамента корпоративных проектов ООО «Интеллекс» Ольга Осипова.

С помощью ЭТРАН РЖД оформляют дистанционно до 90% документов на грузоперевозки: от обычной заявки на оказание услуг до акта сверки расчетов и ведомости подачи и уборки вагонов. Клиент может отследить все этапы технологического процесса от момента погрузки товара до завершения перевозки.

Фото: Бронислав Сурин/ИД «Гудок»
Фото: Бронислав Сурин/ИД «Гудок»

Главный конструктор ООО «Интеллекс» Николай Бузурнюк подчеркивает, что ЭТРАН легко интегрируется с другими цифровыми сервисами: «Мы сделали более 50 интеграций ЭТРАН с внутренними системами РЖД и внедрили более 200 типов документов и аналитических модулей. Кроме того, система работает и с внешними компаниями – клиентами РЖД, у которых есть собственные решения».
ЭТРАН уже входит в реестр отечественных программных продуктов и привлекла внимание не только российских пользователей. Разработкой РЖД заинтересовались железнодорожники Казахстана, Белоруссии, Сербии, Монголии и Индии.

АСУ «Экспресс»: Интеллектуальный помощник оформит билеты за пассажира

Ежегодно по железным дорогам путешествует более 1,2 млрд человек. Помимо продажи билетов РЖД предлагают и дополнительные услуги: оформление багажа, бронирование отеля, участие в программах лояльности и др. В этом холдингу в том числе помогает разработка ВНИИЖТ – автоматизированная система управления продажей билетов и пассажирскими перевозками Экспресс (АСУ «Экспресс»). Первый прототип АСУ «Экспресс» создан еще в далеком 1972 году. За 52 года систему меняли и дорабатывали, и спустя годы она стала полноценной платформой для управления большинством бизнес-процессов пассажирского комплекса. Система «Экспресс» имеет собственную сбытовую сеть кассовых терминалов, а также интегрирована с интернет-ресурсами и мобильным приложением РЖД: если пользователь хочет получить информацию о поездке, купить или вернуть билет, информация об этом поступает и обрабатывается в «Экспресс».

Система «Экспресс» имеет собственную сбытовую сеть кассовых терминалов, интегрирована с интернет-ресурсами и мобильным приложением РЖД

На этом функции платформы не заканчиваются. Система позволяет регулировать информационное поле пассажирских перевозок, формирует данные для анализа продаж, участвует в управлении перевозочным процессом и контролирует жизненный цикл пассажирских вагонов от создания до утилизации. Программное обеспечение Экспресс изначально было отечественное, но система работала на платформе IBM. Перед разработчиками встал вопрос перехода на импортонезависимую программно-технологическую платформу. Так появилась система «Экспресс» нового поколения (АСУ «Экспресс» НП).

Фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Система нового поколения преобразилась как в функционале, так и в дизайне интерфейса. Лучшие практики и функции взяты из АСУ «Экспресс-3», но подход к созданию принципиально изменился. В основе разработки лежал цикл PDCA – модель управления качеством и улучшения процессов. Эксперты ВНИИЖТ сосредоточились на трех главных направлениях:

1.    Функциональность.
У компаний-пользователей системы «Экспресс» НП появились новые возможности в области анализа и управления данными, кардинально поменялась технология управления парком пассажирских вагонов. Пассажиры тоже получат доступ к новым клиентским сценариям. Например, теперь путешественники смогут вместе с билетом на поезд оформить экскурсионный набор или применить персональную скидку, улучшатся сценарии информационного обслуживания пассажиров.

2.    Интерфейс.
Преобразился дизайн приложений: разработчики стандартизировали интерфейсы однотипных продуктов для повышения эффективности пользовательских сценариев.

3.    Технологическое решение.
Эксперты серьезно подошли к проектированию программно-технического стека продуктов для повышения эффективности эксплуатации системы.

Сегодня АСУ «Экспресс-3» используется в шести странах: Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане и Молдавии. Страны могут быть заинтересованы и в покупке системы нового поколения. Параллельно ВНИИЖТ проработал экспортное решение, которое позволяет внедрять функции, соответствующие конкретным потребностям и масштабам перевозок в стране.

АСУ «Экспресс-3» используется и в шести странах СНГ

Ближайшая цель программы импортозамещения системы – реализация на базе платформы «Экспресс» нового поколения критических функций по обслуживанию пассажиров. Например, сценарии информационного обслуживания, покупки и возврата билетов, оформление групповых перевозок и бронирование билетов с последующим выкупом.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

У разработчиков большие планы на дальнейшее развитие системы «Экспресс» нового поколения. Внедрение передовых технологий – тоже один из приоритетов ВНИИЖТ. Уже в 2026 году при оформлении билетов пользователям будет помогать интеллектуальный ассистент.

«После завершения программы импортозамещения мы приступим к внедрению технологий искусственного интеллекта для планирования продаж, тарифной политики и развития клиентских сервисов, которые помогут нашим пассажирам выбрать наиболее оптимальный вариант поездки и набор услуг на железнодорожном транспорте», – говорит заместитель директора НЦ «Экспресс» АО «ВНИИЖТ» – руководитель проекта Елена Мартынова.

«Прогнозирование пассажиропотоков»: Время оценки сократится с 4 месяцев до 1 дня

Прогнозирование пассажирского трафика на железной дороге – очень важная задача, и ее невозможно решить в отрыве от других видов транспорта. Ошибки в расчетах могут привести к неверной оценке инвестпроектов и финансовым потерям, поэтому РЖД вместе с партнером-разработчиком – Центром экономики инфраструктуры – создает программный комплекс для моделирования пассажиропотока в рамках проекта «Прогнозирование пассажиропотоков». Цифровой инструмент учитывает влияние социально-экономических параметров территории и других видов пассажирского транспорта. Результаты помогут определить приоритеты инвестиций при ограниченном бюджете, сформировать портфель проектов и определить наилучшую модель финансирования.

Эксперты разработали модули первой очереди проекта:
1.    «Пассажиропоток».
2.    «Агломерация».
3.    «ТПУ и вокзалы».

Первый модуль отвечает за прогнозирование международного пассажиропотока и учитывает влияние всех видов транспорта друг на друга.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

«Система учитывает влияние показателей территории, например, численность населения. Мы можем моделировать такие ситуации, как ввод новой автомобильной дороги или запуск лоукостера. Все это повлияет на пассажиропоток железнодорожного транспорта. В разы сократится время на расчет трафика. Раньше для этих целей требовалось выполнение целой научно-исследовательской работы, месяцы и десятки миллионов рублей», – говорит первый вице-президент ООО «ЦЭИ». Максим Фадеев.

Следующий модуль направлен на прогнозирование пассажирского трафика внутри региона на пригородном уровне. Система определяет более удачные локации для размещения станций и транспортно-пересадочных узлов.

Третий модуль посвящен микромоделированию пассажиропотока внутри ТПУ. С его помощью можно определить оптимальную конфигурацию ТПУ, не создавая очередей там, где они не нужны, при этом закладывая достаточную пропускную способность. Модуль позволит выбрать оптимальное соотношение коммерческих площадей, кафе, ресторанов и магазинов.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности