Российский университет транспорта (МИИТ)
22:54, 18 марта 2024
Образовательные программы
Студенты РУТ (МИИТ) изучают цифровые профессии в Высшей инженерной школе (ВИШ). Это Академия в составе Российского университета транспорта: подразделение сочетает новые образовательные форматы с деятельностью бизнес-компаний и R&D-центров вуза.
ВИШ предлагает абитуриентам две учебные программы в области цифровизации:
1. ИТ-сервисы и технологии обработки данных на транспорте.
Учитывает требования утвержденного в 2020 году профессионального стандарта «Специалист по большим данным».
Ядро программы – учебные модули по разработке баз данных, программированию на современных языках, технологиям анализа больших данных, инструментам машинного обучения, а также блок дисциплин, направленных на изучение транспортных процессов.
2. Цифровая инженерия транспортных процессов.
Проектировалась совместно с РЖД для решения задач цифровой трансформации транспортной отрасли.
Выпускники программы внедряют передовые цифровые технологии: интеллектуальные транспортные системы, системы автономного вождения и беспилотного транспорта, искусственный интеллект, цифровые платформы, доставка дронами.
Обладатели дипломов по этим профилям работают аналитиками данных, Data-инженерами, специалистами по Data Science, системными аналитиками, Python- и Java-разработчиками.
Сотрудничество с РЖД
При разработке новых программ специалисты ВИШ всегда изучают запросы отрасли и проводят консультации с представителями предприятий. Например, в 2023 году в преддверии открытия профиля «Цифровая инженерия транспортных процессов» руководители РУТ (МИИТ) провели круглый стол с компаниями-партнерами: среди них РЖД Логистика, ОТЛК ЕРА, Центр фирменного транспортного обслуживания – филиал РЖД и другие структуры холдинга. Эксперты обсудили рыночные тренды и востребованные профессии.
Оценку новой программе дал заместитель генерального директора, начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило:
«Практическая направленность задач, решаемых образовательной программой, правильна и особенно актуальна в период цифровой трансформации ОАО «РЖД». Повышение эффективности взаимодействия всех сторон перевозочного процесса, оперативное решение вопросов и инцидентов на основе анализа данных, более точное прогнозирование показателей и параметров грузовых отправок, задачи перевозок сборных грузов – это вызовы, с которыми ребята столкнутся в своей практической деятельности. В данный момент ощущается острая необходимость в специалистах-технологах, которые разбираются в особенностях и технологиях перевозочного процесса, коммерческой диспетчеризации, а также владеют стеком ИТ-технологий, позволяющих анализировать большие объемы информации и формировать цифровые транспортные коридоры».
В 2023 году РЖД и РУТ (МИИТ) открыли совместный бизнес-инкубатор и бизнес-акселератор для студентов. Новый формат взаимодействия нацелен на развитие прорывных стартап-проектов на железной дороге и подготовку будущих специалистов с учетом современных требований отрасли. Студенты будут воплощать в жизнь свои идеи и получать экспертную поддержку от опытных наставников.
Как учатся студенты
Методология ВИШ основана на «перевернутом» учебном плане, когда на первых курсах студенты изучают профессиональные дисциплины, а общеразвивающие предметы – на последних. Ребята сразу учатся писать программы, работают с большими данными и решают реальные задачи партнеров. Например, c помощью инструментов анализа данных и библиотек Python учащиеся оценивали пассажиропоток московского метро для прогноза загруженности будущей третьей линии Московского центрального диаметра. Также студенты разработали систему визуализации транзитных грузопотоков РЖД, позволяющую в онлайн-режиме отображать объемы перевозимых через территорию России грузов.
Для отработки цифровых навыков на базе ВИШ работают два R&D-центра и шесть лабораторий:
- две многопрофильные ИТ-лаборатории;
- лаборатория инфокоммуникационных систем и сетей связи;
- лаборатория транспортного дизайна, VR и 3D-моделирования;
- лаборатория информационного моделирования транспортной инфраструктуры;
- лаборатория транспортного планирования и моделирования.
Практико-ориентированный подход обеспечивает «сотрудничество» студентов и работодателей с первого курса, на третьем курсе ребята идут на практику или уже получают предложения о трудоустройстве от компаний-лидеров. Среди них РЖД, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Московский метрополитен, «Синара – Транспортные Машины», Мосгортранс, Центр организации дорожного движения Правительства Москвы и другие.
Студенческие проекты
Все обучение в Высшей инженерной школе построено на проектной деятельности. Студенты решают реальные бизнес-задачи партнеров РУТ (МИИТ). Ежегодно представители компаний выбирают лучшие разработки.
Ниже примеры проектов-победителей.
Заказчик: Центр фирменного транспортного обслуживания – филиал РЖД
Приоритет работы ЦФТО – совершенствование системы транспортного обслуживания, в том числе на основе концепции клиентоориентированности РЖД в области грузовых перевозок. В этой работе важно своевременно обрабатывать жалобы клиентов. Студентам программы «ИТ-сервисы и технологии обработки данных на транспорте» поставили задачу автоматизировать процесс и повысить его эффективность. Результатом работы стал аналитический инструмент, который выявляет причины обращений клиентов и формирует интерактивную карту с железнодорожными станциями, где случаются трудности.
Разработка позволяет автоматически обрабатывать 264 жалобы в секунду и сохранять данные по 7 категориям.
Теперь руководство ЦФТО может быстро и детально анализировать проблемы клиентов и более эффективно распределять ресурсы для их решения.
Заказчик: ООО «Деливери Солюшенс»
«Деливери Солюшенс» специализируется на подборе персонала для сторонних организаций. Ежегодно сотрудники обрабатывают около 15 000 документов, содержащих персональные данные. Работа занимает много времени, возникают ошибки и опечатки.
Студенты программы «ИТ-сервисы и технологии обработки данных на транспорте» создали приложение «Джарвис», которое считывает и распознает информацию со скан-копий документов. Помимо этого, приложение заносит данные в базу и редактирует их в случае ошибок. Решение автоматизировало процесс обработки документов, организовало эффективное хранилище данных и увеличило производительность сотрудников в несколько раз.
Заказчик: Центр организации дорожного движения Правительства Москвы (ЦОДД)
Для оптимизации графика движения автобусов требовался алгоритм анализа плотности пассажиропотока в режиме реального времени.
Студенты ВИШ создали приложение для подсчета людей в салоне, которое собирает статистику и прогнозирует пассажиропоток, тем самым регулируя нужное число автобусов на маршруте. Чтобы сократить пробки и постоянно контролировать загруженность проблемных участков дороги, ребята предложили заменить существующий датчик движения автотранспорта специальной видеокамерой. Она способна правильно определять количество и расположение проезжающих машин, а также передавать команды для переключения сигнала светофора.
Проект студентов Высшей инженерной школы на основе нейросетевых технологий повысил эффективность управления дорожным движением. Это стало возможно за счет оптимизации работы светофоров и управления автобусными пассажирскими перевозками.
Московский колледж транспорта Российского университета транспорта (МИИТ)
В структуре Российскиого университета транспорта (МИИТ) также действует Московский колледж транспорта Российского университета транспорта (МИИТ). Сегодня в колледже можно освоить специальность «Информационные системы и программирование» (на выбор две квалификации - «специалист по информационным системам» и «разработчик веб- и мультимедийных приложений»), которая входит в утвержденный Минтрудом список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.
Очное обучение длится 3 года 10 месяцев (на базе 9 классов) и 2 года 10 месяцев (на базе 11 классов). В этом году также будет организован прием на очно-заочную форму (для выпускников 11 классов) со сроком обучения 3,5 года - подготовка будет вестись в смешанном формате (очно и дистанционно).
Во время учебных семестров студенты погружаются в проектную деятельность, изучают проблемы и задачи, стоящие перед ИТ-индустрией, а также находят пути их решения. Большое внимание при этом уделено изучению ИТ-специфики транспортной отрасли.
В колледже есть свой вычислительный центр с оборудованными лабораториями, мастерскими и полигонами, позволяющими проводить практические занятия и учебные практики. Преподаватели специальности «Информационные системы и программирование» несколько раз в год проходят курсы повышения квалификации по ИТ-направлениям. Студенты в рамках самостоятельной работы дополнительно проходят обучающие курсы, участвуют в хакатонах и ИТ-марафонах.
Первый выпуск по специальности состоится в этом году. По результатам распределения, 36% выпускников пойдут работать в ОАО «РЖД», 20% - в ГУП «Московский метрополитен», остальные - в другие транспортные и иные компании.