Московский авиационный институт (МАИ)
18:31, 26 августа 2024
Образовательные программы
Институт №8 «Компьютерные науки и прикладная математика» МАИ готовит специалистов с цифровыми навыками. С 2024 года на уровне базового высшего образования открыт набор на следующие программы со сроком обучения 4 года:
«Прикладная математика и информатика»
- Трек «Разработка программного обеспечения» готовит специалистов, способных разрабатывать оригинальные алгоритмы и архитектуру программных систем и на их основе создавать решения на языках программирования высокого уровня.
- Трек «Машинное обучение» готовит специалистов, которые умеют работать с большими данными: поиск, очистка и разметка до формирования дата-сетов, используемых для обучения нейронных сетей.
«Фундаментальная информатика и информационные технологии»
- Программа «Информатика и компьютерные науки» готовит специалистов для решения задач цифровой трансформации и разработки и сопровождения программных продуктов на всех этапах их жизненного цикла.
«Прикладная математика»
- Программа «Математическое и компьютерное моделирование в механике» формирует навыки по разработке цифровых инструментов для решения сложных задач в науке и технике, используя математические методы и компьютерные технологии.
- Программа «Статистический анализ и оптимизация сложных технических и экономических систем» готовит специалистов по решению задач, связанных с внедрением методов моделирования и оптимизации в различные продукты аэрокосмической индустрии для анализа и интерпретации данных в режиме реального времени, банковского сектора – для улучшения систем кибербезопасности и управления рисками, финансового сектора – для анализа больших объемов данных, системы здравоохранения – для анализа всех возможных данных, прогнозирования результатов и выявления трудноидентифицируемых диагнозов.
- Программа «Математическое и программное обеспечение систем обработки информации и управления» готовит специалистов по разработке математического, алгоритмического и программного обеспечения для решения прикладных задач цифровизации.
«Создание каждой образовательной программы МАИ начинается с маркетинговых исследований, в ходе которых специалисты вуза анализируют требования работодателей к компетенциям выпускников в области IT. Они изучают данные платформ по подбору персонала и проводят консультации с представителями компаний и партнерами из IT-сектора. По такой схеме МАИ работает и с компанией «РЖД-Технологии», которая участвует в реализации ряда учебных программ IT-направлений», – рассказала руководитель IT-Центра МАИ Мария Булакина.
С 2024 года в институте №8 МАИ запланирована реализация новых программ специализированного высшего образования – магистратуры:
«Прикладная математика и информатика»
- Программа «Разработка программных продуктов и систем», в ней будут реализованы два трека:
трек «Интеллектуальные технологии в разработке IT-продуктов и сервисов» готовит специалистов в области цифровизации, анализа данных и применения методов машинного обучения и искусственного интеллекта;
трек «Системная программная инженерия» готовит архитекторов и инженеров программного обеспечения, способных решать задачи цифровизации и трансформации через проектирование и сопровождение сложных программных систем и работу с большими данными.
- Программа «Математическое и программное обеспечение мехатронных систем» обучает методам математического и компьютерного моделирования сложных технических систем.
- Программа «Компьютерное моделирование информационных и экономических систем» готовит специалистов по интеллектуальному анализу данных и моделированию информационных и экономических систем с применением машинного обучения и искусственного интеллекта.
- Программа «Информационные технологии в управлении» обучает навыкам проектирования математического, алгоритмического и программного обеспечения для решения управленческих задач.
«Фундаментальная информатика и информационные технологии»
- Программа «Искусственный интеллект и суперкомпьютерное моделирование» включает два трека:
трек «Виртуальная/дополненная реальность и искусственный интеллект» обучает технологиям компьютерного зрения, создания цифровых моделей и образов, генеративного искусственного интеллекта;
трек «Технологии суперкомпьютерного моделирования сложных технических систем» готовит выпускников, способных выполнять высокопроизводительные вычисления большой сложности на вычислительных кластерах (суперкомпьютерах).
- Программы «Машинное обучение и анализ данных» и «Большие данные и машинное обучение» готовят высококвалифицированных специалистов по анализу больших данных на основе технологий машинного обучения.
МАИ уже третий год участвует в проекте «цифровая кафедра», основная цель которого – развитие цифровых навыков у выпускников всех специальностей, а также подготовка их к участию в процессах цифровизации и трансформации на своих будущих рабочих местах.
По итогам обучения в 2024 году МАИ реализовал 7 программ дополнительного профессионального образования:
• «Методы искусственного интеллекта в задачах обработки результатов дистанционного зондирования Земли»;
• «Методы искусственного интеллекта и предиктивная аналитика в проектах дефектоскопии»;
• «Прикладные системы инженерных расчетов»;
• «Цифровое моделирование и суперкомпьютерные технологии»;
• «Прикладные задачи машинного обучения и анализа больших данных»;
• «Интеллектуальные технические системы»;
• «Цифровые технологии в социально-гуманитарной сфере».
Сотрудничество с РЖД
Создание каждой образовательной программы МАИ начинается с маркетинговых исследований, в ходе которых специалисты вуза анализируют требования работодателей к компетенциям выпускников в области IT. Они изучают данные платформ по подбору персонала и проводят консультации с представителями компаний и партнерами из IT-сектора. По такой схеме МАИ работает и с компанией «РЖД-Технологии», которая участвует в реализации ряда учебных программ IT-направлений.
Как учатся студенты
Студенты IT-программ МАИ погружаются в образовательную среду, основанную на двух базовых принципах. Во-первых, это проектное обучение – работа над реальными кейсами и решение задач бизнеса в формате проектов. Во-вторых, к образовательному процессу привлекают специалистов IT-индустрии.
В институте №8 для студентов создано специальное пространство – «IT-этаж», где расположены вычислительные кластеры и высокопроизводительные компьютеры. В процессе обучения ребята регулярно пользуются компьютерными классами. Кроме того, IT-партнеры предоставляют доступ к своим платформам, чтобы студенты применяли теоретические знания на практике.
Практика и трудоустройство
Практика и стажировка играют ключевую роль в формировании профессиональных компетенций выпускников и их успешной карьере в IT. В МАИ практика ориентирована на участие студентов в реальных проектах. Ребята могут проходить практику у партнеров вуза, с которыми заключены специальные договоры, или на IT-этаже в самом институте. В последнем случае лучшие студенты участвуют в реализации проектов, выполняемых в лабораториях МАИ по заказам от бизнеса. Такой подход способствует интеграции знаний и навыков. Например, студенты «Прикладной математики» создают математические модели, а их коллеги из «Фундаментальной информатики» разрабатывают архитектуру решения. Студенты «Прикладной математики и информатики» занимаются программированием и машинным обучением.
В дополнение к практике вуз поддерживает студентов в вопросах трудоустройства. В МАИ регулярно проходят ярмарки вакансий и дни карьеры, где студенты знакомятся с работодателями и узнают о возможностях стажировок. Мастер-классы от представителей компаний помогают студентам углубить свои знания в конкретных технологиях и лучше ориентироваться на рынке труда.
Научная жизнь
Два раза в год в МАИ проходят традиционные научные конференции: осенью это Международная научно-практическая конференция «Авиация и космонавтика», а весной – «Гагаринские чтения». Мероприятия собирают не только преподавателей, но и студентов, что позволяет молодым ученым делать первые шаги в научной карьере. Кроме того, по отдельным направлениям и, в частности, в области компьютерных наук проводятся Международная конференция по вычислительной механике и современным прикладным программным системам и Весенняя школа «Математическое моделирование и IT».
Научная карьера в МАИ начинается сразу со студенческой скамьи, где первые публикации оформляются в виде тезисов на «Гагаринских чтениях». Здесь формируются сильные научные школы по ключевым направлениям. Авиахакатоны МАИ привлекают студентов и IT-партнеров, создавая уникальную платформу для реализации идей и поиска талантов. Нередко прототипы решений в перспективе становятся промышленными технологиями в бизнесе либо служат технологической основой IT-стартапов.
Студенты МАИ создают инновационные решения на базе искусственного интеллекта. Например, за год до рекордных паводков 2024 года ребята, работающие в лабораториях IT-этажа, создали технологию для прогнозирования затопления территорий, используя метеоданные и спутниковые снимки.
Также значительный прогресс был достигнут в области предиктивной аналитики, основанной на студенческих разработках. Технологии позволяют оценивать уровень износа и работоспособности сложных технических систем, что дает возможность перейти от планово-предупредительного ремонта к ремонту по фактическому состоянию оборудования.
Выпускники разработали проект по использованию малых дронов в супермаркетах. Один из студентов предложил систему автономной навигации для дронов внутри помещений, а второй – технологию распознавания товаров на полках с последующей передачей данных в систему учета. Это позволяет крупным торговым предприятиям проводить инвентаризацию товарных остатков практически ежедневно и без участия человека.