Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС)
Задача университета – подготовка инженеров для инновационных проектов транспортной инфраструктуры
14:26, 02 апреля 2024
Образовательные программы
Задача университета – подготовка инженеров для инновационных проектов развития транспортной инфраструктуры. Педагоги включают в учебный план курсы, которые объединяют технические аспекты ключевых железнодорожных специальностей и информационные технологии.
В 2023 году по запросу РЖД ученые ИрГУПС разработали программу профессиональной подготовки «Цифровые технологии систем интервального регулирования движения поездов как средство повышения эффективности и безопасности движения поездов (виртуальная сцепка)». Обучение по этому профилю прошли уже 54 специалиста путевых хозяйств. Они не просто слушали лекции, а отрабатывали навыки в оборудованных лабораториях с виртуальными тренажерами. При поддержке Красноярской железной дороги (КрасЖД) ИрГУПС дооснастил тренажерный комплекс тягового подвижного состава. Благодаря модернизации КрИЖТ стал единственной обучающей площадкой на сети железных дорог с этим ПО.
Главная цифровая программа университета – «Информатика и вычислительная техника» («Цифровая инженерия транспортных процессов»).
Сотрудничество с РЖД
Между ИрГУПС и РЖД действует программа взаимодействия до 2025 года. Сотрудничество направлено на целевое обучение студентов, совершенствование образовательного процесса, развитие материально-технической базы вуза и повышение привлекательности бренда «Российские железные дороги» для студентов и абитуриентов.
Партнеры совместно развивают образовательную инфраструктуру университета. Сейчас в ИрГУПС работают четыре тренажерных комплекса:
• тренажерный комплекс тягового подвижного состава;
• «Поездной участковый диспетчер/дежурный по железнодорожной станции»;
• тренажерный комплекс работников сортировочной горки;
• «Путейский класс».
Руководители и специалисты подразделений РЖД участвуют в разработке образовательных программ, по результатам оценки компетенций выпускников университета выступают рецензентами и консультантами при корректировке и внесении изменений в учебные курсы.
Для выявления и поддержки одаренной молодежи ИрГУПС и РЖД открыли уже три совместных бизнес-инкубатора и бизнес-акселератора. Такие организации привлекают на железную дорогу новаторские идеи и разработки студентов, соответствующие потребностям РЖД. На конкурсе РЖД «Бизнес-инкубатор года – 2023» команда ИрГУПС взяла призовое место.
Как учатся студенты
Обучение в ИрГУПС основано на инженерных командах: студенты получают не только теоретические знания, но и оттачивают практические навыки. Ребята с первого курса сотрудничают со специалистами-промышленниками и трудятся над реальными проектами. Они разрабатывают новые технологии для транспортной отрасли: системы умного транспорта, автономные транспортные средства, цифровые двойники инфраструктуры и другие инновационные решения.
Большое внимание преподаватели уделяют средствам виртуальной и дополненной реальности для визуализации проектов. Эти инструменты занимают центральное место в стартап-школе «Цифра», созданной в 2021 году на базе ИрГУПС. Все программное обеспечение, приложения и 3D-модели школы уникальны. Они разработаны специалистами вуза и не имеют аналогов. Технологические новинки центра позволяют выполнять ранее не доступные задачи, например моделировать нештатные ситуации.
Как ИрГУПС помогает при трудоустройстве:
1. Предоставляет вакансии от проверенных работодателей;
2. Организует мастер-классы по написанию резюме;
3. Проводит распределение выпускников целевого обучения;
4. Разрабатывает карьерные траектории;
5. Включает выпускников в различные общественные советы, комитеты, рабочие группы.
После второго или третьего курса студенты отправляются на практику, чаще всего в дочерние компании РЖД. При наличии мест ребята трудоустраиваются на рабочие места и получают полезный опыт. После окончания практики студенты формируют отчеты, которые защищают на конференциях перед экспертами РЖД.
Научная жизнь
В ИрГУПС проходит более 50 научных мероприятий разной тематической направленности. Самое масштабное научное событие университета – Международная научно-практическая конференция «Транспортная инфраструктура Сибирского региона». Участниками конференции выступают преподаватели вузов и государственные служащие, представители производства и бизнеса, аспиранты, молодые ученые и лучшие студенты университета. На конференцию приезжают и международные партнеры вуза из Китая, Монголии и Республики Беларусь.
В 2022–2023 годах ИрГУПС выиграл грантовый конкурс на организацию акселерационных программ. Студенческие команды в течение двух месяцев работали над своими научно-техническими проектами. Финальным событием акселерации были конкурсы на лучшие технологические разработки, экспертами которых стали представители потенциальных работодателей.
«По итогам двухгодичной акселерации мы проработали более 100 новых технологических решений. Часть студенческих проектов уже получили внешнее финансирование, а также перспективы для внедрения и сейчас прорабатываются с представителями Центра инновационного развития ВСЖД – филиала РЖД», – рассказал начальник Молодежного научного центра ИрГУПС Антон Куцый.
Студенческие проекты
Акселерационные программы вовлекают все больше студентов в проектную работу: увеличивается число разработок, растет объем внешнего финансирования, привлекаются новые эксперты от производства и бизнеса. Студенты уделяют внимание решению прикладных задач не только в транспортной отрасли, но и в других сферах.
«В своих проектах учащиеся применяют технологии искусственного интеллекта и адаптивного управления. Например, проект «Адаптивная система автоматического управления мостовым краном» имеет не только алгоритмическую реализацию, но и полноценный макетный образец, на котором можно увидеть работу системы по стабилизации груза при работе кранов. Этот проект был одним из немногих, которые заслушали на Петербургском международном экономическом форуме в 2023 году», – поделился Антон Куцый.
Внимание молодых разработчиков особенно привлекает тема виртуальной реальности. Проектов на базе этой технологии становится все больше. Студенты специальности «электроснабжение железных дорог» получили грант в размере 1 млн руб. и создали собственную компанию. Их продукт – тренажер виртуальной реальности для изучения конструкции и неисправности контактной сети – может реализовать весь запланированный функционал.
Кроме развития цифровых технологий, ребята создают новых физические продукты или совершенствуют существующие. Например, проект универсального БПЛА самолетного типа «Гамаюн ЛК А1» решает задачи для железнодорожного транспорта в разных климатических зонах.
Полноценный прототип есть у проекта «Цифровой помощник водителю с прицепом», научный коллектив уже использует разработку при маневрировании задним ходом машины с прицепом. Проект «Мехатронный манипулятор для погрузки-выгрузки инвалидного кресла из багажного отсека автомобиля» не просто имеет прототип, но уже прошел испытания в реальной среде. Манипулятор установлен на автомобиле и выполняет требуемые от него задачи быстро и безопасно.
Есть разработки с социальной направленностью – региональная веб-платформа для молодых кадров KANA. Задача проекта – решить проблему оттока молодых специалистов Иркутской области за счет взаимодействия между работодателем, вузом и студентом.