Какие специалисты сегодня формируют цифровое будущее телеком-отрасли? Какие ИТ-навыки востребованы в этой сфере сегодня и почему для ИТ-инженеров важно не только знание технологий, но также умение быстро учиться и работать в команде? Об этом и многом другом рассказал руководитель департамента управления персоналом компании «ТрансТелеКом» (входит в структуру РЖД) Альберт Курбангалиев.
Какие «цифровые» профессии наиболее востребованы в вашей компании и почему?
В нашей компании нет понятия «невостребованная профессия», мы ценим вклад каждого из наших специалистов вне зависимости от направления деятельности. Поскольку речь идет именно о «цифровых» профессиях, то расскажу о нескольких:
• Инженеры и специалисты по эксплуатации сети связи. Это фундамент нашей деятельности – обеспечение стабильной работы магистральных сетей, сетей передачи данных, IP TV, систем сетевой безопасности и оборудования. Без этих специалистов невозможна надежная работа всей инфраструктуры компании «ТрансТелеКом».
• Специалисты по информационной безопасности. В условиях роста киберугроз, таких как DDoS-атаки, защита данных и инфраструктуры становится приоритетом. В компании «ТрансТелеКом» трудятся эксперты информационной безопасности высшего уровня, которые обеспечивают безопасность сервисов наших клиентов.
• Разработчики программного обеспечения. Создают и поддерживают цифровые сервисы, которые мы интегрируем, например, в транспортно-логистическую сферу, обеспечивая комплексные цифровые решения для РЖД и других партнеров.
• Специалисты системной интеграции и ИТ-архитекторы. Отвечают за внедрение, координацию и тестирование сложных ИТ-систем, проектируют архитектуру информационных систем, что критично для масштабируемости и безопасности цифровых решений.
• Специалисты технической поддержки. Обеспечивают оперативное решение проблем пользователей и поддерживают бесперебойную работу сервисов, что важно для высокого уровня клиентского сервиса.
Эти профессии востребованы, поскольку компания активно развивается как оператор базовой инфраструктуры и поставщик цифровых сервисов, особенно в транспортной отрасли и корпоративном сегменте. Мы строим экосистему современных цифровых решений, и для этого нужны специалисты с глубокими техническими знаниями и опытом работы с сетями, безопасностью и программным обеспечением.
Какие навыки и компетенции необходимы для каждой из этих профессий? Как меняются требования к будущим специалистам?
Абсолютно все перечислить невозможно. Выделим некоторые ключевые моменты. Так, для инженеров и специалистов по эксплуатации сети связи важны виртуозное владение навыками и глубокие знания в проектировании, настройке и обслуживании сетевого оборудования, сетевых протоколов, специфичного программного обеспечения.
Для специалистов по информационной безопасности ключевыми являются умение проводить качественный анализ уязвимостей, грамотная оценка рисков, ответственный подход к тестированию, быстрое реагирование на инциденты, знание сетевой и облачной безопасности.
Для инженеров-программистов это, безусловно, владение языками программирования, навыками проектирования баз данных, тестирования, знание алгоритмов, структур данных, архитектурных шаблонов.
Быть «гуру» в сетевых технологиях, базах данных необходимо специалистам системной интеграции и ИТ-архитекторам. Они должны уметь ориентироваться в основах программирования и системного администрирования, разрабатывать архитектуру систем, анализировать требования.
Для специалистов технической поддержки в числе ключевых требований – знания операционных систем, сетевых технологий. Также обязательны навыки устранения неисправностей, понимание принципов кибербезопасности, хорошие коммуникационные навыки.
Современный мир меняется стремительно, поэтому и для будущих специалистов краеугольным камнем становится умение очень быстро, а главное, непрерывно учиться, искать нестандартные решения задач, самостоятельно анализировать большие объемы информации. Сейчас особой ценностью являются междисциплинарные навыки, а именно симбиоз технических знаний с аналитическими, коммуникативными, а также проектными компетенциями.
Сейчас особенно востребованы междисциплинарные навыки — симбиоз технических знаний с аналитическими, коммуникативными, а также проектными компетенциями
Какие программы и сервисы должен знать будущий сотрудник? Есть ли какие-то специфические требования к кандидатам?
Список программ и сервисов очень большой. В числе тех, что пригодятся новому сотруднику:
• инструменты для мониторинга и диагностики сетей;
• программные средства и технологии для проектирования и эксплуатации сетей;
• инструменты разработки и автоматизации;
• операционные системы;
• сервисы кибербезопасности и многое другое.
Для ряда профессий требуются достаточно специфичные навыки и профильное образование в сфере телекоммуникаций или ИТ. Это обусловлено сложностью наших задач. Очень важным фактором является стремление к развитию и саморазвитию в профессиональной сфере, а также умение работать в команде.
Что нужно изучать кандидату, чтобы попасть к вам на работу?
Мы ждем кандидатов, которые видят свое профессиональное будущее и уже развивают компетенции в таких областях, как:
• кибербезопасность, особенно современные платформенные решения, методы обнаружения и предотвращения угроз;
• облачные и периферийные вычисления, виртуализация, контейнеризация;
• автоматизация разработки и эксплуатации, включая инструменты автоматического тестирования, мониторинга и доставки кода;
• искусственный интеллект и машинное обучение;
• гибкие методологии управления проектами.
Сегодня «ТрансТелеКом» ориентируется на специалистов, способных работать с передовыми технологиями ИИ и автоматизации, обеспечивать безопасность и создавать инновационные цифровые сервисы в быстро меняющейся среде.
Какие тенденции в ИТ-индустрии вы считаете наиболее значимыми для будущего вашей компании?
Это автоматизация процессов разработки и эксплуатации ИТ-систем, создание гибридных моделей управления проектами, что ускорит выпуск продуктов и повысит качество. Растет значимость кибербезопасности и платформенных решений в этой сфере, что связано с увеличением киберугроз и необходимостью интегрированной защиты данных и инфраструктуры.
Еще одна важная для будущего нашей компании тенденция – активное внедрение искусственного интеллекта, который будет автоматизировать рутинные процессы, повышать качество сервисов и обеспечивать новые возможности для анализа данных и принятия решений.
Какую роль играют soft skills для «цифровых» специалистов?
В компании, где важна работа с клиентами и командное решение задач, soft skills помогают создавать эффективную коммуникацию и поддерживать высокий уровень сервиса. Важно отметить, что soft skills можно и нужно развивать – это не врожденные качества, а навыки, которые формируются с опытом и обучением.
Когда мы говорим «soft skills», в первую очередь мы имеем в виду:
• эмоциональный интеллект – умение понимать и управлять своими и чужими эмоциями;
• коммуникабельность и умение слушать – важны для работы в команде и с клиентами;
• гибкость и адаптивность – способность быстро подстраиваться под изменения и осваивать новые навыки;
• креативность и аналитическое мышление – для решения нестандартных задач;
• навыки самоорганизации и управления временем – особенно в условиях многозадачности, гибридной и удаленной работы.
Взаимодействует ли ваша компания с профильными вузами при разработке образовательных программ?
Одним из направлений работы с персоналом является работа для обеспечения дополнительного профессионального обучения для наших сотрудников. Для этого каждый год в компании предусматриваются соответствующие расходы, используются обучающие платформы, организуются профильные конференции под эгидой высших учебных заведений. К слову, со стороны руководителей подразделений компании регулярно поступают инициативы по направлению специалистов на дополнительные курсы, семинары, лекции, соответствующие их профессиональным задачам.
Принимаете ли вы студентов на практику и стажировку?
Мы давно и плодотворно дружим с многими учебными заведениями, которые обучают своих студентов по профилям, отвечающим нашим рабочим задачам. Каждый год в нашу команду на практику принимаются будущие профессионалы, они проходят ее под руководством опытных наставников. По завершении обучения мы ждем возвращения к нам самых успешных практикантов уже в качестве начинающих специалистов.
Проводите ли совместные мероприятия с профильными вузами для выявления талантливой молодежи?
«ТрансТелеКом» принимает участие в ярмарках трудоустройства и карьерных мероприятиях, где студенты и выпускники могут познакомиться с компанией, получить консультации и пройти предварительный отбор. Мы считаем, что на нас всегда можно рассчитывать в плане поддержки и организации мастер-классов, практических занятий и стажировок для студентов. Это помогает выявлять перспективных кандидатов и готовить их к работе в телекоммуникационной отрасли.
Какие преимущества работы у вас по сравнению с иными ИТ-компаниями страны?
В первую очередь, это стабильность и масштабность инфраструктуры. Наша компания эксплуатирует одну из крупнейших в России волоконно-оптических сетей протяженностью более 100 тыс. км с высокой пропускной способностью, обеспечивая надежность и качество услуг.
В числе преимуществ также разнообразие направлений и клиентов. Компания работает с государственными организациями, крупным бизнесом и частными лицами. Это дает специалистам опыт в различных сферах и участие в масштабных проектах. Также работа в нашей компании – это возможность работать с передовыми технологиями в телекоммуникациях и цифровых сервисах, включая облачные решения, безопасность и интеграцию с транспортной отраслью.
«ТрансТелеКом» эксплуатирует одну из крупнейших в России волоконно-оптических сетей протяженностью более 100 тыс. км с высокой пропускной способностью, обеспечивая надежность и качество услуг
Большое внимание мы уделяем корпоративному обучению и развитию сотрудников. Конечно, огромный плюс – дружелюбный коллектив. Внутри наших команд принято помогать друг другу и поддерживать равенство. Все это создает комфортную рабочую атмосферу. В целом, «ТрансТелеКом» предлагает стабильную и масштабную платформу для развития специалистов, хорошие социальные условия и возможности обучения, что выгодно отличает нас от многих ИТ-компаний и операторов связи.
В их числе – сотрудник компании «Цифровые сервисы»
Последовательное внедрение «цифры» дает реальные эффекты
В исследование рассмотрены вызовы и тренды ИТ-отрасли
Так, благодаря ИЦК появился ряд корпоративных программных продуктов и другие прикладные решения