СДО: система персонализированного обучения
Рассказываем о системе дистанционного обучения в РЖД
15:26, 20 мая 2024
В 2023 году рынок онлайн-образования вырос на 30%. Дистанционное обучение позволяет повышать навыки без отрыва от производства и снижает затраты на подготовку работников. Холдинг «РЖД» создал собственную образовательную онлайн-платформу еще 20 лет назад. Если в первые годы внедрения количество программ измерялось десятками, то в конце 2023-го каталог увеличился на 18 307 курсов. Чтобы справиться со стремительным увеличением нагрузки, разработчики РЖД каждый квартал модернизируют систему.
Система дистанционного обучения (СДО) заработала в РЖД в 2004 году. Изначально СДО создали для обучения технологов и пользователей информационных систем. Спустя 20 лет платформа превратилась в полноценную систему персонализированного обучения: методисты стали уделять больше внимания программам саморазвития и гибким навыкам. Так, в 2023 году самым популярной программой стал курс «Основы деловой этики».
«До 90% образовательных программ направлены на совершенствование профессиональных компетенций и сохранение уровня знаний о безопасности движения. Остальные курсы уделяют внимание саморазвитию сотрудников. Помимо развития функций системы, мы постоянно работаем над увеличением ее производительности, так как нагрузка на систему каждые два года растет в три раза», – рассказал руководитель направления сопровождения цифрового обучения Главного вычислительного центра (ГВЦ) ОАО «РЖД» Денис Сосин.
Знаковым периодом для СДО стал 2010 год. На дистанционный формат перевели техническую учебу для локомотивных бригад: у компании сократились расходы на командировки, а машинистам больше не нужно тратить время на проезд до учебных центров. Ежемесячно в СДО обучаются более 100 тыс. машинистов РЖД. В 2011 году система стала доступной 24/7 в интернете и мобильном приложении. Несмотря на все плюсы, нагрузка на платформу росла и каждые два года утраивалась. Сейчас СДО посещает около 80 тыс. человек ежедневно. В пиковое время, с 7 до 11 часов, одновременно учатся до 30% пользователей. Чтобы в СДО не было сбоев и время загрузки не увеличивалось, разработчики каждый квартал оптимизируют приложение. Сначала сотрудники ГВЦ тестируют системы – имитируют основные действия посетителей. Тесты работают в круглосуточном режиме и накапливают статистику по ошибкам, которые передают разработчикам для проведения анализа и запуска работ по оптимизации ПО. Следить за подсистемами и серверами СДО администраторам помогает сервис Zabbix.
Интерфейс системы постоянно совершенствуется на основе пользовательского опыта и учитывает принципы проектирования UX/UI-дизайна. За последние три года из СДО кадровые и производственные автоматизирование системы стали забирать данные. Так, информация о прохождении обучения стала доступна для принятия производственных и управленческих решений.
В 2019 году по мере роста числа обучающих программ Центр бренда работодателя и развития человеческого капитала (ЦБР) открыл отдел по разработке дистанционных курсов и разработал облачный конструктор курсов. Команда методистов ЦБР даже создала курс по профессии «Разработчик дистанционных курсов». За пять лет это обучение прошли больше 800 человек, и РЖД объединили крупнейшую в стране команду внутренних разработчиков, работающих по единым стандартам. Программы профессионального развития РЖД разрабатывает совместно с отраслевыми вузами, часть образовательных программ по росту корпоративных компетенций холдинг закупает у лидеров рынка дистанционного образования. В 2020 году на платформе СДО стартовал проект «Час знаний»: сотрудники могут уделить час рабочего времени на повышение своих навыков. За четыре года для проекта разработали более 1230 дистанционных курсов. В 2021 году в российских магазинах приложений для Android и iOS появилось мобильное приложение РЖД СДО, что сделало обучение еще более удобным.
Интерфейс системы постоянно совершенствуется на основе пользовательского опыта и учитывает принципы проектирования UX/UI-дизайна
Опыт организации дистанционного обучения тиражируются и на дочерние компании РЖД. Например, ФПК приняла СДО как основу для развития своих сотрудников. Но система востребована не только в холдинге. За последние три года курсы СДО прошли больше 3000 студентов профильных вузов. Курсы в СДО проходят в асинхронном режиме, когда студенты учатся в свободном графике. При этом в системе ежедневно проводится не менее 20 живых вебинаров на разные темы. Так, учебные центры профессиональных квалификаций – входная точка обучения для рабочих специальностей – используют вебинарную комнату СДО на постоянной основе. Для повышения вовлеченности на платформе есть и элементы геймификации. За прохождение курсов сотрудник получает «валюту» СДО – километры. Пользователи могут потратить их на путешествие по России – от Калининграда до Владивостока. Также ведется рейтинг лучших сотрудников, участвующих в саморазвитии. Каждый год департамент управления персонала вручает победителям сертификаты на обучение в Корпоративном университете РЖД.
За последние три года курсы СДО прошли больше 3000 студентов профильных вузов.
В перспективе развитие системы направлено на расширение линейки дистанционных курсов, внедрение персональных траекторий обучения и автоматизацию отбора людей в кадровый резерв.
«У ГВЦ большой опыт внедрения проектов по дистанционному обучению РЖД. Мы создали типовые документы, позволяющие оперативно стартовать с любым видом обучения под конкретные потребности внутренних клиентов. Сейчас команда разработчиков ПКТБ-ЦЦТ готовит совершенно новую и более удобную СДО с учетом современных требований и импортозамещения. В основе лежит методология Agile, которая позволяет оперативно развивать систему под растущие потребности компании», – поделился Денис Сосин.
Автор: София Якимова