Где получить профессию будущего
Обновленный гайд по новым цифровым транспортным дисциплинам в вузах
21:49, 25 июня 2024
Приемная кампания официально стартовала. С 20 июня вузы принимают документы от абитуриентов. Более 800 учебных заведений обучают ИТ-специальностям, новые технологии непрерывно рождают спрос на новые обучающие программы. Ранее Минэкономразвития и Минцифры России определили, что ежегодно стране нужно 15 500 квалифицированных кадров в области искусственного интеллекта. Ведомства разделили их на три ключевые группы: специалисты в области Data Science, непосредственные разработчики ИИ-решений и отраслевые эксперты. Где получить профессию будущего? Сегодня подробнее некоторых новых образовательных программах учебного года 2024/2025.
На высоких скоростях
РУТ (МИИТ) подготовит 30 специалистов для работы на высокоскоростных магистралях (ВСМ). Обучение будет проходить в рамках новой магистерской программы Передовой инженерной школы МИИТи Центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения (ЦВСМ) ОАО «РЖД». Программа предусматривает подготовку по направлению «Управление инфраструктурой ВСМ». Модули обучения включают управление реализацией проекта, оценку требований к объектам ВСМ и их устройству, приемку и ввод в эксплуатацию объектов ВСМ.
«Программа призвана развить управленческие навыки сотрудников РЖД.
Главный пробел существующих программ обучения – отсутствие инноваций.
Здесь работа идет на опережение проекта. Еще не все технические решения
приняты по ВСМ. Студенты смогут полностью погрузиться в проект и пройти
все этапы его реализации», – рассказал руководитель магистерской
программы Передовой инженерной школы «Академия ВСМ» РУТ (МИИТ) Павел
Григорьев (цитата по «РЖД ТВ»).
Студенты будут проходить практику на предприятиях, занятых в реализации проекта ВСМ.
С момента старта приема документов в июне подано 10 заявлений от специалистов. Еще 7 готовы принять участие в программе, рассказал он. Всего программа рассчитана на подготовку 30 специалистов. Впрочем, как отметил Павел Григорьев, в дальнейшем количество мест может быть расширено.
Проект строительства первой ВСМ в России между Москвой и Санкт-Петербургом стартовал в марте 2024 года. ВСМ пройдет по территории шести регионов, время в пути составит 2 часа 15 минут.
В Самаре будут изучать квантовые технологии и искусственный интеллект
В учебных планах Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) появились новые актуальные дисциплины по всем направлениям подготовки: квантовые технологии, прикладной искусственный интеллект, большие данные и машинное обучение, комплексная автоматизация в корпоративных информационных системах (1С), нейротехнологии и искусственный интеллект, цифровая инфраструктура организации и многие другие. Корректировка учебных планов обусловлено запросами работодателей — ведущих ИТ-компаний региона, которые не только помогают в формировании учебно-методических комплексов, но и предоставляют места для прохождения всех видов практик.
«В этом учебном году студенты проходят практику не только в подразделениях Куйбышевской железной дороги, но и в Научно-внедренческой фирме СМС, консорциуме Интегра-С, компаниях РС-Инфо, Открытый код, Сбере. Студенты участвуют в тестировании отечественного программного обеспечения в Иркутске. В следующем учебном году мы будем еще расширять спектр стратегических партнеров», — поделилась заведующая кафедрой «Цифровые технологии» СамГУПС Татьяна Ефимова.
Урал: Цифра захватила всех — от инженеров до маркетологов
В 2024 году Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС) открывает сразу 7 новых профилей. Среди них есть и цифровые специальности. На направлении подготовки бакалавриата «Мехатроника и робототехника» откроется программа «Инжиниринг и информационные технологии в транспортном машиностроении».
Инженер-конструктор в транспортном машиностроении разрабатывает эскизы, схемы и чертежи, проводит комплексные расчеты по проектам, анализирует эффективность конструкций, ведет рабочую документацию. При этом обязательно нужно обладать IT-компетенциями. На новой программе специалисты будут учиться применять программные комплексы при проектировании, расчете и модернизации транспортных средств, а также проводить их испытания.
IТ-компетенциями должны владеть не только разработчики и тестировщики. Так, в УрГУПС ИТ будут изучать даже студенты направления «Управление персоналом». Новый профиль «Информационные технологии в управлении персоналом» ориентирован на применение информационных технологий в сфере рекрутменте, администрирования процессов управления персоналом с помощью прикладных программ и цифровых сервисов, использование технологий и инструментов HR-аналитики и больших данных. Выпускники смогут работать в службах управления персоналом организаций разных сфер, отделах подбора и адаптации, оценки и развития персонала, отделах развития бренда работодателя, корпоративных учебных центрах, кадровых и консалтинговых агентствах.
Выпускники смогут работать в службах управления персоналом организаций разных сфер, отделах подбора и адаптации, оценки и развития персонала
Методологи УрГУПС подготовили ИТ-программу и для управленцев — новый профиль магистратуры «Информационные технологии в управлении бизнес-процессами» (направление подготовки «Информационные системы и технологии»). Чем буду заниматься будущие руководители? Разрабатывать и внедрение информационные системы для организации бизнес-процессов, анализировать и оптимизировать бизнес-процессы с использованием ИТ, управлять проектами по внедрению новых информационных систем, консультировать компаний по вопросам внедрения ИТ.
Дальний Восток: цифра для всех отраслей
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС) тоже открывает новые специальности в грядущем учебном году. Помимо общих направлений подготовки вуз сделал упор на отраслевую специфику. С 2024 года в ДВГУПС буду изучать:
• «Цифровые технологии в электроэнергетике»;
• «Цифровые системы управления в электроэнергетике»;
• «Экономическая безопасность транспортного комплекса в условиях цифровой трансформации»;
• «Инновационные и цифровые технологии транспортно-логистических процессов»;
• «Цифровые бизнес-модели в коммерции и маркетинге, логистике»;
• «Цифровые технологии в транспортно-логистической деятельности»;
• «Аддитивные технологии»;
• «Управление надежностью технических систем».
МАИ: философия ИИ
С 2024 года Московский авиационный институт (МАИ) переводит все программы высшего образования в новый формат: вместо программ бакалавриата, специалитета и магистратуры открываются программы базового и специализированного высшего образования (БВО и СпецВО). На БВО учеба длится четыре года или пять с половиной лет, на СпецВО — один или два года. При этом направления подготовки не меняются. В институте № 8 «Компьютерные науки и прикладная математика» МАИ идет набор на «старые» программы: «Прикладная математика и информатика», «Прикладная математика», «Фундаментальная информатика и информационные технологии». На кафедре «Вычислительная математика и программирование» выделены два трека подготовки по направлению «Прикладная математика и информатика»: «Информатика» и «Машинное обучение». То есть вуз будет готовить классических программистов и специалистов по большим данным, так как на практике эти предметные области существенно отличаются и по профессиональным компетенциям, и по инструментарию и стеку технологий.
Новые учебные программы открылись на уровне специализированного высшего образования. Product-менеджеров, фронтендеров, бизнес-аналитиков и технологических предпринимателей в ИТ-индустрии будут готовить на модуле «Интеллектуальные технологии в разработке IT-продуктов и сервисов», а бэкендоров, фулстек-разработчиков и специалистов по интеграции прикладных решений — на модуле «Системная программная инженерия». Оба образовательных трека представлены на направлении «Прикладная математика и информатика» (профиль «Продуктовая разработка и разработка программных систем»).
Учебные планы программ значительно изменились
На направлении «Фундаментальная информатика и информационные технологии» открыт набор на три новые программы:
• обновленная и созданная на базе ранее реализуемых программа «Искусственный интеллект и суперкомпьютерные технологии»;
• совместная со Сбером онлайн-магистратура «Машинное обучение и анализ данных»;
• интенсивная годовая офлайн-программа «Большие данные и искусственный интеллект».
Учебные планы программ значительно изменились. «Мы постарались убрать устаревшие и нерелевантные предметной области дисциплины, выстроили логические цепочки, обеспечивая преемственность в обучении. Для этого мы реализовали модульный принцип обучения. Теперь обязательные дисциплины представлены модулем базовых цифровых компетенций, модулем математических дисциплин, модулем мягких навыков и управленческих компетенций. Это расставляет дисциплины по местам, позволяя студентам понять необходимость их изучения», — рассказала руководитель IT-Центра МАИ Мария Булакина.
Обязательные дисциплины тоже стали ближе к предметной области: студенты будут изучать философию искусственного интеллекта, а межкультурные коммуникации заменили на лидерство и работу в команде. Даже математика стала «отраслевой»: «Математика для Data Science».
Университет «Сириус»: поступить на высшее сразу после 9-го класса
Этой осенью в Университете «Сириус» стартует экспериментальный ИТ-специалитет — первая в России программа ускоренной подготовки цифровых кадров. Поступить на новое направление можно сразу после девятого класса, а уже через пять лет получить диплом о высшем образовании. На первый набор примут только 50 самых талантливых школьников со всей России. Этот проект «Сириус» реализует совместно с 15 высокотехнологичными компаниями страны, среди них и РЖД.
Первые два года студенты будут изучать общеобразовательные предметы, но в каждую дисциплину добавят и ИТ-составляющую. Например, на русском языке ребята дополнительно пройдут нейролингвистические модели языков. Даже для привычной физкультуры придумали альтернативы и включили в программу фиджитал-спорт. В конце второго курса учащиеся сдадут экзамены и получат аттестат о среднем общем образовании Президентского лицея «Сириус».
С третьего курса студенты глубоко погрузятся в детали будущей профессии и начнут изучать профессиональные дисциплины. Университет предлагает ребятам выбрать одно из трех направлений:
• «Проектирование и управление ИТ-инфраструктурой»;
• «Анализ и управление данными»;
• «Проектирование и разработка сервисов».
К 20 годам студенты могут стать дипломированными айтишниками. «За каждым направлением закреплены кураторы со стороны компаний-партнеров. Эксперты разрабатывают их наполнение, а Университет помогает с методологией и организацией курса. Один или два раза в год дирекция программы будет оценивать актуальность учебного плана и соответствие последним тенденциям в ИТ-отрасли. При необходимости в программу внесут изменения. На пятом курсе студенты займутся конкретными практическими задачами на стажировке у партнеров «Сириуса». За это время ребята получат опыт и, возможно, после защиты диплома останутся в компаниях уже в качестве полноценных сотрудников», - рассказала заместитель директора по образовательной деятельности Научно-технологического университета «Сириус» Елена Саврук.
Еще в новом учебном году в «Сириусе» появятся две новые магистерские программы:
• «Разработка и управление критической информационной инфраструктурой»;
• «Прикладная робототехника».
Программа «Прикладная робототехника» будет проходить в онлайн-формате совместно с Национальным исследовательским Томским государственным университетом и Национальным исследовательским Томским политехническим университетом. Особенность направления в том, что на защите выпускной работы студенты представят собственный технологический или стартап-проект.
На программе «Разработка и управление критической информационной инфраструктурой» магистранты научатся проектировать и самостоятельно разрабатывать объекты по стандартам индустрии и бизнес-требованиям по эффективности и безопасности. Выпускники смогут создавать собственные решения для КИИ с нуля: от разработки и подбора технологического стека до внедрения и защиты проекта перед заказчиками.
Автор: София Якимова