Цифровизация логистики: как вывести работу с грузовладельцами на новый уровень
Весной на всей сети РЖД будет запущена в эксплуатацию Автоматизированная система управления терминально-складским комплексом (АСУ ТСК).
10:11, 16 февраля 2023
Новая система охватывает все этапы взаимодействия Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом (ЦМ) с клиентами – от оформления документов до организации погрузочно-разгрузочных работ и оказания различных сопутствующих услуг. Функциональные возможности АСУ ТСК соответствуют современным глобальным трендам в логистике.
С 2007 по 2020 год основным цифровым инструментом ЦМ была система АС ТЕСКАД. Но ее дальнейшее развитие в соответствии со стратегией цифровой трансформации ОАО «РЖД» стало невозможным, поэтому и было принято решение разработать принципиально новую технологическую платформу на основе отечественного программного обеспечения. АС ТЕСКАД был разработан на импортозависимом программном обеспечении.
Тренды
Заключение договора, оформление перевозочных документов, погрузка в пункте отправления и выгрузка в пункте назначения, ответственное складское хранение – это лишь часть из множества операций, сопровождающих перевозку груза из пункта А в пункт Б. Цифровизация каждой из них повышает эффективность процесса за счет экономии времени, более производительного использования ресурсов и логистического оператора, и грузовладельцев.
Один только переход на электронный документооборот (ЭДО) сокращает прямые расходы на обработку, печать, хранение и доставку документов до 80%.
Логистика – одна из отраслей «физического мира», где в полной мере внедряется весь спектр современных цифровых технологий. Наиболее распространенным оказался платформенный подход, увязывающий все этапы процесса в единое целое, а не использование отдельных разрозненных решений.
Разработка
Разработку АСУ ТСК осуществляет Научно-образовательный центр «Интеллектуальные транспортные системы и технологии» (НОЦ 2Т) на базе РУТ (МИИТ). Центр выполняет полный цикл работ по автоматизации технологических процессов транспортной логистики, начиная с разработки технологических решений, проектирования и разработки автоматизированных систем и цифровых сервисов, внедрения в постоянную эксплуатацию на объектах заказчика и завершая круглосуточной технической поддержкой.
Опытная эксплуатация проводилась постепенно по мере разработки ее новых модулей и сервисов с февраля 2021 по декабрь 2022 года. Система отлично себя зарекомендовала, планируется, что уже в апреле 2023 года она заменит АС ТЕСКАД на всей сети Российских железных дорог. Сейчас в нее переносят данные из АС ТЕСКАД и обучают будущих пользователей.
Реализация
АСУ ТСК комбинирует возможности следующих цифровых технологий и прикладных систем:
◆ носимые мобильные устройства;
◆автоматическая идентификация и отслеживание объектов;
◆ роботизация;
◆электронный документооборот.
Технологическая цепочка выполнения работ будет выстроена следующим образом:
1. Начало сотрудничества
Через личный кабинет в системе «РЖД Грузовые перевозки» клиент дистанционно заключает договор с ЦМ. Здесь же подает на согласование заказ, который автоматически распределяется для согласования на ответственных сотрудников дирекции.
2. Оформление заявки
В том же личном кабинете клиент подает заявку на завоз груза на грузовой терминал. При этом указываются планируемые дата и время операции, характеристики груза, необходимость дополнительных услуг. Например, если требуется хранение, в автоматическом режиме резервируются ячейки в цифровом двойнике склада и создаются заготовки складских квитанций.
После оформления заявки она автоматически включается в планы работы дирекции в целом и конкретного грузового терминала, что позволяет резервировать необходимые для совершения операции ресурсы. Также система формирует заготовки полного пакета перевозочных документов, которые потом дооформляются на мобильном рабочем месте.
Такой же алгоритм действует и при заборе груза. Получив уведомление о его прибытии, грузополучатель «в два клика» может оформить соответствующую заявку. Более того, он видит информацию о передвижении груза, прогнозные сроки его поступления в пункт назначения и может заранее планировать свои действия.
3. Непосредственно операция
Когда клиент прибывает на грузовой терминал, система видеонаблюдения на въездных воротах с помощью машинного зрения считывает номер его автомобиля, проверяет в списке пропусков в соответствии с ранее оформленными заявками и автоматически открывает шлагбаум.
Работники получают уведомление о прибытии клиента и начинают готовиться к приемке груза (или его выдаче). С помощью мобильных рабочих мест они фиксируют всю необходимую информацию на RFID-метки или QR-коды и крепят их к грузу. Благодаря им в АСУ ТСК в дальнейшем будет отображаться история перемещения груза, его характеристики, формироваться сопутствующие документы.
Эта технология дает и клиентам, и РЖД возможность более точно планировать погрузку и выгрузку, сокращать время на поиск и идентификацию груза и в итоге минимизировать простой вагонов.
Результат
- ведение договорной работы во взаимодействии с клиентом;
- автоматизированное и автоматическое оформление всей первичной документации с применением различных уровней электронной подписи;
- планирование и прогнозирование работы в разрезе года, квартала, месяца, суток, смены и даже в разрезе конкретного сотрудника грузового терминала;
- паспортизация (учет и актуальное состояние) всех объектов движимого и недвижимого имущества ЦМ;
- ведение цифровой модели (цифрового двойника) складов грузового терминала.
Кирилл Семион, начальник департамента информатизации ОАО «РЖД»:
«Теперь клиенты смогут заключать договоры на услуги ЦМ удаленно с использованием усиленной квалифицированной подписи как со своей стороны, так и со стороны сотрудника ОАО «РЖД». Это дает возможность самостоятельно создавать заявки на выполнение услуг и в режиме онлайн следить за ходом их выполнения, а также получать подтверждение в виде первичных документов с согласованием и строить аналитику по работе с ЦМ.
Российским железным дорогам система дает возможность более эффективного использования ресурсов за счет получения информации от клиента о заказах. Благодаря более прицельному суточному планированию появится возможность устранить узкие места в технологии работы грузовых терминалов и повысить их фактическую перерабатывающую способность».
Перспективы
АСУ ТСК построена на современном прикладном программном обеспечении и позволяет модифицировать систему в любых направлениях. Уже в 2023 году, сразу после запуска в промышленную эксплуатацию, планируется дальнейшее развитие системы:
◆ создание рабочего места диспетчера;
◆ создание цифрового двойника всего грузового терминала;
◆ ведение производственного контроля пожарной безопасности и охраны труда на объектах Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД».
Использованы фото Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД" и Shutterstock/FOTODOM
Вернуться назад