«Личный кабинет машиниста» упростит работу локомотивных бригад
В 2023 году заметно расширится функционал личного кабинета машиниста (ЛКМ). Станут доступны новые сервисы: подписание электронного маршрута с помощью электронной подписи, получение акта допуска после плановых работ, онлайн-учет топлива и многие другие.
12:10, 13 марта 2023
В ОАО «РЖД» запустили ЛКМ в 2019 году. Работники локомотивных бригад получили возможность не только подписывать некоторые документы в цифровом виде, но и фиксировать нарушения при помощи мобильного телефона, обмениваться опытом с коллегами и всегда быть в курсе главных событий в компании.
Использование личного кабинета сейчас добровольное. Консервативные сотрудники могут работать, как и раньше. Но большая часть уже оценила удобство новой системы – возможностями ЛКМ воспользовались уже 89% машинистов и их помощников.
Цели проекта
Существующий порядок локомотивных бригад, по сути, не изменился. Но теперь он стал технологичнее. Главная задача личного кабинета – упростить процесс заполнения и подписания документов, получения необходимой информации, сделать работу членов локомотивной бригады удобнее, дать им возможность обмениваться опытом с коллегами, активно участвовать в жизни компании.
ЛКМ позволяет внедрить цифровые технологии на всех этапах рабочего дня локомотивных бригад:
- прохождение предрейсового медосмотра и инструктажа;
- выбор и оценка локомотива;
- контроль состояния путей;
- закрытие рабочей смены.
Как строится работа машиниста
Тысячи поездов РЖД ежедневно отправляются в путь на всей территории нашей страны. Управляют ими локомотивные бригады: как правило, это машинист и его помощник. Сейчас порядок их работы строится по отлаженному десятилетиями алгоритму.
После назначения машинист или его помощник приезжает в депо к указанному времени. Там он подписывает лист явки на работу с использованием многофункциональной электронной карты РЖД в электронном терминале самообслуживания.
Затем локомотивная бригада отправляется на медицинский осмотр и получает допуск к работе. После этого проходит предрейсовый инструктаж и расписывается в этом с помощью многофункциональной электронной карты РЖД на электронном терминале самообслуживания.
Далее машинист выбирает локомотив, проверяет его техническое состояние по чек-листу, просматривает бортовой журнал, при необходимости вносит в него дополнительные записи, а затем докладывает об окончании приемки локомотива.
Поезд отправляется со станции после получения специального разрешения. В ходе движения состава машинист фиксирует обнаруженные на железнодорожных путях нарушения. А по прибытии на конечную станцию или в депо сдает локомотив принимающей локомотивной бригаде, закрывает рабочую смену, подписывает электронный маршрут машиниста и отправляется домой.
Каким получился личный кабинет машиниста
Проект создания личного кабинета машиниста стартовал в мае 2019 года. В качестве технологического стека использовалось свободное программное обеспечение: Suse Linux Enterprise Server 12, Red Hat OpenShift Container Platform 3.11, Postgres SQL, OpenSearch. Решение реализовано на микросервисной архитектуре и состоит из серверной и клиентской части.
Серверная часть представляет собой платформу, на которой создано более 40 цифровых мобильных сервисов для машинистов и помощников машинистов. Клиентская часть – это мобильное приложение для смартфонов на базе Android и iOS. В рамках проекта реализовали возможность использования облачной электронной подписи для подписания документов прямо с экрана мобильного телефона при помощи КриптоПро DSS Client SDK.
Цифровые сервисы позволяют в том числе подписывать документы при помощи облачной электронной подписи, проходить инструктажи, получать информацию о локомотивах, push-уведомления о важных событиях, фиксировать нарушения на путях во время поездки, смотреть, поступила ли заработная плата, создавать блоги, обмениваться сообщениями в форуме, получать информацию о попадании в группу риска, изучать нормативную производственную документацию.
Сервисы также дают возможность получить информацию о контрольных поездках, прошедших маршрутах, заполнить справку по тормозам, ознакомиться со сведениями о техническом состоянии локомотива. Руководители могут проводить опросы сотрудников для того, чтобы выявить недостатки в организации производственного процесса и принять меры для его улучшения.
Кроме того, в личном кабинете есть форум, возможность чтения ленты событий, ведения блогов, где машинисты общаются на профессиональные темы.
Реализация проекта
Создание такого масштабного решения – непростая задача. Так, для полноценного запуска сервисов потребовалась интеграция платформы с 20 информационными системами ОАО «РЖД».
Ирина Матвеева, главный специалист отдела автоматизированных систем управления инфраструктурой и подвижным составом Департамента информатизации ОАО «РЖД»:
«Личный кабинет машиниста насчитывает более 20 интеграционных механизмов со смежными системами-источниками. Определить, в каком максимально полезном функциональном контексте предоставить данные пользователям, а также организовать работы по взаимодействию такого количества систем, также было задачей не из легких. Здесь мы делали упор на переговоры и согласование объема передаваемых данных с владельцами и разработчиками систем-источников».
Не менее важно было обеспечить информационную безопасность. В рамках проекта был реализован специальный выделенный контур персональных данных и разработана подсистема защиты информации, которая обеспечивает защиту персональных данных как на программном уровне, так и на уровне оборудования.
«Необходимость защитить данные пользователей, а также ограничить доступ к производственной информации РЖД, пожалуй, один из вызовов, с которым нам пришлось столкнуться в процессе разработки системы. Мы отдавали себе отчет в том, что запуск проекта в полномасштабную эксплуатацию невозможен до момента разработки соответствующей системы защиты информации. Благодаря слаженной работе всей команды удалось решить эту задачу в минимально возможные сроки», – продолжает Ирина Матвеева.
И конечно, нельзя было не учитывать человеческий фактор. Разработчики приложения сделали все возможное для того, чтобы пользователи как можно быстрее его освоили.
«Как зачастую бывает при переводе работы в цифровую плоскость, мы столкнулись с потоком вопросов от машинистов, помощников машинистов. Была организована линия технической поддержки пользователей, также мы дополнительно коммуницируем с участниками процесса через популярные мессенджеры для оперативного предоставления обратной связи. Таким образом, можно сказать, что сложность в обучении свелась к минимуму», – вспоминает Ирина Матвеева.
Результаты проекта
На сегодняшний день к платформе подключено более 118,5 тыс. сотрудников, то есть около 89% машинистов и их помощников, работающих на всей сети железных дорог России. Активно пользуются приложением порядка 105 тыс. человек.
Пока мобильное приложение используется как дополнительный инструмент в решении рабочих задач – возможность работать по-старому сохраняется. Тем не менее некоторые функции доступны только в ЛКМ: это получение чеков по операциям, таким как подписание явочного листа, закрытие смены и другие.
Показатели использования личного кабинета машиниста на март 2023 года:
- Количество переданных явок – 3,7 млн
- Количество отправленных нарушений – 1,5 млн
- Количество сообщений в форумах и блогах – 5,2 тыс.
- Количество пройденных инструктажей – 1,8 млн
- Количество переданных ЭММ – 3,4 млн
Развитие проекта
С каждым годом функционал приложения расширяется. В 2023 году будут реализованы новые сервисы:
◆ оформление электронного маршрута машиниста по окончании поездки с использованием облачной электронной подписи;
◆ предоставление сведений по учету норм расхода топливно-энергетических ресурсов по пройденному маршруту;
◆ предоставление истории изменений электронного маршрута машиниста после его оформления, а также доступ к архивной информации;
◆ регистрация приказов и устных распоряжений, полученных машинистом от смежных служб ОАО «РЖД» в процессе выполнения работ;
◆ получение акта допуска локомотива на железнодорожную инфраструктуру после плановых работ;
◆ ведение регламента взаимодействия работников локомотивных бригад с причастными работниками при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на инфраструктуре ОАО «РЖД»;
◆ обеспечение взаимодействия работников локомотивных бригад непосредственно с экспертами ОАО «РЖД» по техническому оснащению локомотивов в разделе «Форум»;
◆ прогнозирование денежного вознаграждения за поездку по заданным работником условиям и др.
В планах развития на ближайшие три года – автоматизация следующих процессов:
- прохождение медицинского осмотра;
- определение местонахождения машиниста в рабочее время;
- формирование рейтингов машинистов (KPI).
Фото: Пресс-центр ОАО "РЖД", Shutterstock/FOTODOM
Перейти в личный кабинет машиниста: https://mashinist.rzd.ru/
Вернуться назад