Смарт-контракт ускоряет железнодорожные перевозки
Технология уже позволяет отслеживать более чем 60 технологических операций.
20:37, 21 декабря 2022
Тренды
РЖД и Дальневосточное морское пароходство (транспортная группа Fesco) договорились использовать смарт-контракты при организации грузовых перевозок. Для пилотного проекта выбран маршрут Владивостокский морской торговый порт – станция Санкт-Петербург-Финляндский. Компании создали совместную рабочую группу, чтобы разработать продукционные правила, в которых опишут алгоритм смарт-контракта.
Технология
Смарт-контракт
Смарт-контракт – это электронный договор, заключенный с помощью криптографических протоколов и других механизмов цифровой безопасности. Сегодня он реализуются на платформах блокчейн (распределенных реестров).
Технология помогает организовать обмен информацией в многосторонних бизнес-процессах, использовать общие для всех участников принципы подтверждения и хранения данных об операциях. Неограниченное число контрагентов получает возможность обмениваться и обрабатывать big data из разных источников. Потенциал технологии распределенных реестров позволяет исключить искажения при обмене информацией между участниками перевозок, а также подделку документации.
При заключении и исполнении смарт-контракта применяется программный код для автоматизации задач. Это исключает ошибки, которые происходят при заполнении документов живыми людьми, экономится время на проверке данных и оформлении.
Смарт-контракты дают возможность автоматически отслеживать исполнение обязательств контрагентами в онлайн-режиме, проводить финансовые транзакции и контролировать надлежащее исполнений условий договора. Скорость получения информации ускоряется.
Реализация
Подготовка
РЖД тестирует потенциал смарт-контрактов уже на протяжении нескольких лет.
В 2018 году прошла интеграция платформы блокчейн с корпоративными автоматизированными системами РЖД. Была составлена схема действий и модель получения первичных данных.
Первый тест
В 2018 году смарт-контракты на основе блокчейна впервые протестировали при перевозке грузов в контейнерном поезде на Октябрьской железной дороге.
Чтобы оценить потенциал решения при организации мультимодальных перевозок, платформу подключили к информационным системам внешних компаний – морского порта Санкт-Петербург и экспедиторской компании «Модуль». На начальном этапе при заключении смарт-контракта обрабатывались результаты порядка 30 грузовых железнодорожных операций.
Данные приходили на платформу распределенного реестра данных с информационных систем РЖД, в том числе с ЭТРАН (электронной транспортной накладной). Операции отправления и прибытия поезда автоматически поступали на блокчейн-платформу с GPS-датчиков, установленных на проездах.
Первые перевозки контейнеров прошли с железнодорожной станции Предпортовая до портовых станций Автово и Новый Порт. Грузоотправитель формировал заявку ГУ-12, которая поступала в АС ЭТРАН и принималась в работу. Датчики фиксировали в режиме онлайн временные параметры поездных операций, которые вместе с данными информационных систем РЖД поступали в распределенный реестр.
За первые два месяца прошло порядка 40 тестовых перевозок, и большая часть была успешной: итоговые данные, отраженные на платформе распределенного реестра, совпадали с параметрами, зафиксированными в смарт-контракте.
Отклонения в исполнении смарт-контрактов были вызваны двумя категориями причин:
- необходимостью дополнительной настройки программного обеспечения
- ошибками при организации перевозок (несвоевременным подходом подвижного состава, неправильным порядком технологических операций).
- Сбои и ошибки, обнаруженные при тестовых заездах, устранили.
Развитие
В 2019 году число технологических операций, поддерживаемых при исполнении смарт-контракта, расширилось и превысило число 40. В то же время был решен вопрос синхронного одинакового отображения информации о процессе доставки у всех участников смарт-контракта.
В июле 2019 года корректность отражения новых операций смарт-контрактом протестировали между станциями Предпортовая и Новый Порт.
В 2020 году с использованием смарт-контрактов организовали сопровождение контейнерных поездов на маршрутах Предпортовая – Автово, Нигозеро – Новый Порт, Нигозеро – Автово, Питкяранта – Новый Порт.
Перспективы
Подписанное соглашение между РЖД и группой Fesco – часть глобального проекта РЖД по внедрению смарт-контрактов. В середине 2021 года он уже охватил 9 железных дорог и 16 маршрутов. Круг партнеров, вовлеченных в проект, постоянно расширяется. Использовать совместно с РЖД смарт-контракт скоро будет компания «КуйбышевАзот». Технологию применят для перевозки грузов по Северо-Кавказской железной дороге.
Функционал смарт-контракта, разработанного в РЖД, уже позволяет отслеживать более чем 60 технологических операций. В их числе – процессы, предполагающие возникновение финансовой ответственности между сторонами либо определяющие объем обязательств. Это позволяет вести взаиморасчеты с помощью смарт-контракта. Все данные отображаются по ходу перевозки на блокчейн-платформе. Количество терминалов, технологическое оснащение которых позволяет участвовать в проекте, также увеличивается. Программное обеспечение доработают, и возможности смарт-контракта расширятся. Он станет функционировать в автоматическом режиме, будет самоисполняемым.
Полная адаптация технологии смарт-контрактов под решение задач, необходимых для организации мультимодальных грузовых перевозок, завершится до 2025 года.
Результаты
Смарт-контракты удешевляют процессы, связанные с перевозкой. Прозрачность операций позволяет сократить почти до нуля расходы на претенциозную работу, взыскание штрафов, судебные издержки. Из сделки почти полностью устраняются такие третьи стороны, как нотариусы и адвокаты, посредники.
Через несколько лет функционал смарт-контракта позволит безакцептно списывать со счетов участников платежи и штрафы, если условия договора соблюдены.
Сдерживающий фактор
Широкое распространение смарт-контрактов в России сдерживает отсутствие нормативной базы. Скорее всего, порядок заключения и использования таких договоров в ближайшие несколько лет регламентируют. Решение юридических вопросов ускорит широкое распространение смарт-контрактов в международной торговле. Сейчас технология востребована для организации перевозок на трансграничных маршрутах, в том числе между Китаем Европой.
Преимущества смарт-контракта
Автономность
Непрерывный доступ к актуальным данным
Пунктуальность
Снижение финансовых расходов
Смарт-контракт
Скорость оформления
Безопасность
Создание доверительной атмосферы
Как работает блокчейн
1
Запрос транзакции пользователем
2
Создание записи о транзакции в отдельном блоке
3
Передача информации о транзакции по всей сети
4
Подтверждение записи о транзакции во всех узлах сети
5
Добавление блока с записью о транзакции в сеть
6
Исполнение транзакции
Как выстраивается доверенная среда
Благодаря внедрению технологии распределенного реестра происходит активное формирование доверенной среды и доверительных отношений между РЖД и партнерами холдинга. С помощью возможностей блокчейна и смарт-контрактов выстраивается доверенная среда при работе с сервисными компаниями в области локомотивного хозяйства, производителями железнодорожной техники. Эти технологии используются в процессе оказания логистических услуг при взаимодействии с грузоотправителями и партнерами – другими транспортными компаниями. Одно из технологических преимуществ блокчейна и смарт-контрактов – любое изменение данных в системе не остается незамеченным. Блокчейн делает прозрачными различные ситуации и процесс принятия решений при их разрешении.
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Вернуться назад