Новый сервис упростит планирование работы локомотивных бригад
Новая система планирования работы локомотивных бригад обеспечит оптимальное распределение их нагрузки и своевременное поступление информации о предстоящей работе.
05:37, 14 июня 2023
В РЖД разработали новую автоматизированную систему планирования работы локомотивных бригад. Она значительно упростит процесс формирования графиков работы и подбора работников, поможет сотрудникам эффективно распределять нагрузку. Сообщить об изменениях графика, вызвать или, наоборот, отменить вызов локомотивной бригады можно будет, просто рассказав об этом системе распознавания речи. Ожидаемый эффект от внедрения составит более 100 млн руб. ежегодно. Применять ряд сервисов, входящих в новую систему, начнут в 2023 году.
Цели проекта
Главной задачей нового сервиса планирования работы локомотивных бригад стало устранение разрывов в процессах среднесрочного (от месяца и выше) и краткосрочного (сутки и менее) планирования работы локомотивных бригад, исключение многократного ввода и дублирования информации в различных информационных системах. Для этого надо исключить прямую связь между локомотивным диспетчером и дежурным по локомотивному депо, за исключением информирования о нарушениях безопасности движения или возникновения чрезвычайных ситуаций, и трансформировать процесс сменно-суточного планирования с использованием Платформы речевых сервисов ОАО «РЖД», а также уже имеющихся систем, служащих для определения потребности в предоставлении локомотивных бригад и ее передачи в локомотивные депо.
Для обеспечения качественного планирования работы локомотивный диспетчер должен передавать информацию:
- о сменно-суточном плане;
- об уточнении плана по 3-часовым периодам;
- о заказе дополнительных или отмене явок локомотивных бригад.
Также имеется возможность речевого взаимодействия с системой, в этом случае информация будет распознана Платформой речевых сервисов и передана в АС «ПЛАН-ЛБ 3», а в случае недостатка данных речевой сервис будет задавать вопросы для ее дополнения и формирования полного запроса.
«Основной принцип разработки нового решения: если для получения результата работнику необходимо выполнить более чем три действия, необходим пересмотр функционала», – говорит главный специалист департамента информатизации ОАО «РЖД» Марина Мельникова.
Как спланировать работу локомотивных бригад
Планирование работы локомотивных бригад – достаточно трудоемкий процесс. Он основан на прогнозе поездной работы на определенный период: в случае грузовых перевозок это могут быть сутки, а пассажирское движение, как правило, планируется на месяц. На первом этапе, в зависимости от того, откуда и когда будут отправляться поезда, составляется план работы локомотивных бригад. Затем диспетчер связывается по телефону с машинистами и их помощниками, уточняет, готовы ли они приступить к работе в указанное время, и подтверждает выход бригады на работу.
До последнего времени этот процесс был автоматизирован при помощи целого ряда информационных систем. Расписание движения поездов формировалось в автоматизированной системе управления эксплуатационной работой и содержанием инфраструктуры локомотивного хозяйства (АСУТ), график работы локомотивных бригад – в АС «ПЛАН-ЛБ 3».
План работы бригад нуждается в постоянном уточнении: он может меняться как по причине корректировки расписания движения поездов, так и в связи с изменением готовности членов локомотивных бригад, например, по причине болезни. Поскольку каждое локомотивное депо самостоятельно занималось поиском машиниста и его помощника для предстоящей поездки, а соответствующие изменения в АС «ПЛАН-ЛБ 3» не всегда вносились своевременно, качество планирования работы локомотивных бригад оставляло желать лучшего.
«Использование нескольких информационных систем, информация в которых часто дублируется, значительно снижало эффективность планирования и приводило к потере или искажению информации. Кроме того, многие имеющиеся системы морально устарели и их невозможно интегрировать с современными средствами коммуникации и моделирования», – рассказывает Марина Мельникова.
Новая система планирования работы локомотивных бригад
Проработка проекта и реализация отдельных функций по автоматическому планированию работы локомотивных бригад началась еще в 2017–2018 годах. Были описаны основные бизнес-процессы оперативного планирования работы локомотивных бригад и определены точки автоматизации.
Так, новая система планирования работы локомотивных бригад должна обеспечивать:
- своевременную передачу данных о заказе локомотивных бригад, поступающих из информационных систем, подконтрольных заказчикам тяговых ресурсов;
- настройку алгоритма планирования (например, откуда получать заказ, какой использовать домашний отдых и т.д.);
- оповещение локомотивной бригады с использованием личного кабинета машиниста и выполнение действий в нем (например, отказ от явки в случае неготовности машиниста к поездке).
Проект создания системы стартовал 1 апреля 2020 года. В его состав входят три сервиса:
- сервис формирования графиков работы локомотивных бригад;
- сервис подбора локомотивных бригад и расстановки по графику;
- речевой сервис взаимодействия с работниками.
Пилотная эксплуатация решений по подбору и расстановке локомотивных бригад по наряду успешно завершена в эксплуатационных локомотивных депо Рыбное, Кинель, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск.
На сегодняшний день завершена работа по созданию базового функционала каждого из сервисов, реализован функционал обработки заказов на представление локомотивных бригад, формирования графиков и их корректировки, выполнена пилотная эксплуатация сервиса речевого взаимодействия.
Проводятся работы по тиражированию результатов проекта, к концу первого полугодия 2023 года планируется приступить к полноценному применению сервисов. На данный момент выполняются работы по адаптации процессов в локомотивных депо. Также для повышения уровня информированности уже реализована интеграция с личным кабинетом машиниста в части получения ближайшей явки, ведутся работы по передаче графиков с глубиной до месяца и их корректировке.
«Применение сервисов поможет обеспечить равномерное распределение рабочего времени локомотивных бригад и повысить уровень информированности о предстоящей работе. Основным эффектом от их внедрения станет снижение рабочего времени, отработанного свыше нормы и менее нормы, в рамках каждого депо», – рассказывает заместитель начальника Департамента информатизации (ЦКИ) ОАО «РЖД» Наталья Старостина.
Ожидаемый эффект внедрения системы планирования составит более 100 млн руб. ежегодно.
В перспективе ближайших нескольких лет будут спроектированы и реализованы решения по сопряжению речевой платформы и телефонии, что позволит полностью завершить создание новых сервисов и перейти к их совершенствованию.
Вернуться назад