Система ЭТРАН снизила трудозатраты РЖД в 2 раза
Теперь некоторые операции с документами можно выполнить за секунды
12:27, 07 августа 2024
ЭТРАН, или система «Электронная транспортная накладная», автоматизирует процесс взаимодействия между РЖД и клиентами при перевозке грузов: от заявок до счетов на оплату и актов оказанных услуг. Разработкой и сопровождением системы занимается компания «ИНТЭЛЛЕКС». С внедрением ЭТРАН трудозатраты сотрудников РЖД на оформление перевозочных документов снизились в 2 раза, а отдельные операции можно выполнить за секунды.
Эволюция ЭТРАН
Автоматизированная система ЭТРАН был создана в 2002 году и предназначалась для оформления заявок на перевозку грузов ГУ-12 и транспортных накладных. Со временем одной из ключевых задач стало упорядочение взаиморасчетов с клиентами, что включало ведение единого лицевого счета и учет доходов от грузовых перевозок. Следующим этапом развития стал переход на электронный документооборот (ЭДО), который подразумевал систематизацию накладных и заявок с использованием электронной подписи. Но ЭТРАН – не просто система ЭДО. В последние годы она развивается в нескольких направлениях. Первое – это перевод всех видов взаимодействия с клиентами в электронный формат. Речь идет не только о перевозочных, но и о технологических документах – различных уведомлениях от железной дороги. Так, ЭТРАН информирует клиентов о прибытии и отправке вагона или о возможных задержках. Кроме того, система предлагает инструменты для управления продажами: она занимается расчетом тарифов и сборов за все виды работ, а также контролирует дебиторскую задолженность.
Второе – автоматизация процессов. Большая часть операций выполняется без участия человека. Это стало возможным благодаря функции «Автоагент», которая проверяет, насколько корректно грузоотправитель заполнил накладную с электронной подписью, а также автоматически добавляет данные о грузоперевозчике. Если раньше специалисты РЖД могли потратить на оформление целый час, то «Автоагент» делает это за секунды.
В последние пять лет система ЭТРАН серьезно изменилась и стала импортонезависимой платформой.
«В последние два года важным направлением развития системы стало планирование перевозок: согласование заявок на перевозку грузов, формирование месячных и дополнительных планов с использованием системы динамической модели загрузки инфраструктуры (ДМЗИ)», – рассказал главный конструктор ООО «ИНТЭЛЛЕКС» Николай Бузурнюк.
ДМЗИ оценивает технологические возможности РЖД по проведению перевозок, и на основании этой оценки принимаются решения. Так, в марте 2022 года были временно приостановлены правила недискриминационного доступа, действующие еще с 2003 года. Правила недискриминационного доступа обеспечивают равные условия для всех компаний в сфере перевозок, устанавливая приоритет для специальных и пассажирских перевозок над грузовыми, которые также делятся на категории по значимости.
«С 1 сентября 2024 года Правительство РФ вводит новые правила недискриминационного доступа. На основании этих правил модифицируются алгоритмы системы с точки зрения принятия решения, что можно или нельзя провезти в том или ином направлении», – рассказал Николай Бузурнюк.
С прошлого года активно идет интеграция ЭТРАН с государственной информационной системой электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), что обеспечит возможность оформления мультимодальных перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом в электронном формате.
Система ЭТРАН представляет собой трехуровневую иерархическую корпоративную структуру, включающую сервер базы данных, промежуточный уровень сервера приложений, а также автоматизированные рабочие места (АРМ) для грузоотправителей, грузополучателей и сотрудников РЖД. Защита информации обеспечивается целым комплексом программных и технических средств, развернутых в ГВЦ ОАО «РЖД».
В системе можно оформить около 900 различных типов документов: транспортнуюая накладнуюая, акт оказанных услуг, акт сверки расчетов, ведомость подачи и уборки, ведомость учета контейнеров, заявка заявку на маршрут, согласие на отстой вагонов и др. ЭТРАН объединяет не только отправителей и получателей грузова, но и других участников перевозочного процесса: Федеральную налоговую службу России, Федеральную таможенную службу России, порты и морские терминалы, вагоноремонтные предприятия.
О масштабе системы говорят цифры. В базе данных (БД) ЭТРАН содержится более 3 000 000 строк кода, а размер оперативной и архивной БД 35 и 42 ТБ соответственно.
Импортонезависимая платформа
В последние пять лет система ЭТРАН серьезно изменилась и стала импортонезависимой платформой. C момента запуска в основе системы лежали зарубежные решения: Oracle, IBM AIX. Но в 2018 г. разработчики компании «ИНТЭЛЛЕКС» приступили к переводу ЭТРАН на современный открытый технологический стек. Реинжиниринг начался с самого массового пользовательского сегмента. Автоматизированные места пользователей были переведены на архитектуру тонкого клиента, что позволило использовать ЭТРАН на различных операционных системах, в частности, на Astra Linux, в том числе на базе отечественных процессоров Baikal.
На втором этапе в 2021– 2022 гг. разработчик перевел на открытое ПО и отечественные компоненты серверы приложений системы. Сейчас промежуточный уровень ЭТРАН работает на актуальном наборе технологических решений: RedOS, Apache Tomcat, HTML5, JavaScript, CSS, Groovy и Java. Третий этап, который закончился в 2023 г., позволил уйти от Oracle и IBM AIX и перевести центр обработки данных системы на RedOS и Postgres Pro Enterprise.
Система ЭТРАН обрабатывает около пяти миллионов документов в месяц для 20000 организаций.
Так появился новый продукт – АС ЭТРАН НП (Автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов ОАО «РЖД» на новой платформе). С 2022 года АС ЭТРАН НП входит в реестр отечественного ПО.
«В период реинжиниринга система стабильно работала, а мы непрерывно внедряли новый функционал. За пять лет было больше 1 800 модификаций», – отметил Николай Бузурнюк.
Сейчас АС ЭТРАН НП обслуживает более 60 000 пользователей из структур РЖД и партнеров Холдинга. Система обрабатывает около пяти миллионов документов в месяц для 20 000 организаций.
РЖД запустилио процесс получения статуса оператора электронного документооборота и информационного оператора. Как следствие, в ближайшей перспективе расширится взаимодействие в рамках электронных мультимодальных перевозок в совместном с Минтрансом проекте. В ходе его реализации ЭТРАН (через модуль Мультилог) успешно интегрирован с ГИС ЭПД.
Статус информационного оператора позволит оказывать услуги по таможенному декларированию и использовать ранее реализованный и опробированный сервис ЭТРАН по автоматическому формированию транзитных деклараций на основе электронных товаросопроводительных документов клиентов.