ЭТРАН, АСУ «Экспресс» и другие новые импортонезависимые решения
Какие системы создают РЖД в рамках ИЦК
19:55, 02 мая 2024
РЖД, как и другие крупные отечественные компании, разрабатывают импортонезависимые и безопасные программные продукты. Некоторые из них уже готовы и размещены в реестре российского ПО, другие находятся на этапе испытаний.
РЖД успешно меняют зарубежные системы на отечественные и уходят с платформенных решений западных стран. Часть проектов по импортозамещению холдинг реализует в рамках Индустриального центра компетенций. Два проекта были завершены в 2023 году: автоматизированная система оперативного управления перевозками (ЕМД ПП) и автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (АС ЭТРАН НП). Еще шесть проектов в работе. В частности, Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ РЖД) создает решения для управления вагонным хозяйством и отцепочным ремонтом, а также систему учета локомотивов.
«В проекте по ремонтам мы уже реализовали около 30 сервисов. Сейчас они проходят испытания на наших полигонах. Например, получение справки по вагону, деталям и истории ремонта. То есть это базовые сервисы и основные, непосредственно выполняющие ремонт», – рассказывает руководитель Департамента ООО «ОЦРВ РЖД» Ольга Крылова.
Расскажем подробнее о некоторых импортозамещенных решениях.
ЭТРАН: 90% документов на грузоперевозки оформляется онлайн
ЭТРАН – это автоматизированная система подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки. В системе зарегистрировано более 20 000 организаций: дочерние компании РЖД и клиенты холдинга.
С помощью ЭТРАН РЖД оформляют дистанционно до 90% документов на грузоперевозки
Первые версии системы появились еще в 2002 году. За 22 года произошло много изменений, а с 2018 года начался реинжиниринг системы и переход на импортонезависмые решения. Именно тогда ЭТРАН сформировалась в современном виде.
«Несмотря на реинжиниринг, система не стояла на месте, а ее функционал постоянно развивался. За пять лет мы сделали более 1800 модификаций, то есть успешно провели бесшовную интеграцию между развитием системы и ее реинжинирингом»,– подчеркивает руководитель департамента корпоративных проектов ООО «Интеллекс» Ольга Осипова.
С помощью ЭТРАН РЖД оформляют дистанционно до 90% документов на грузоперевозки: от обычной заявки на оказание услуг до акта сверки расчетов и ведомости подачи и уборки вагонов. Клиент может отследить все этапы технологического процесса от момента погрузки товара до завершения перевозки.
Главный конструктор ООО «Интеллекс» Николай Бузурнюк подчеркивает, что ЭТРАН легко интегрируется с другими цифровыми сервисами: «Мы сделали более 50 интеграций ЭТРАН с внутренними системами РЖД и внедрили более 200 типов документов и аналитических модулей. Кроме того, система работает и с внешними компаниями – клиентами РЖД, у которых есть собственные решения».
ЭТРАН уже входит в реестр отечественных программных продуктов и привлекла внимание не только российских пользователей. Разработкой РЖД заинтересовались железнодорожники Казахстана, Белоруссии, Сербии, Монголии и Индии.
АСУ «Экспресс»: Интеллектуальный помощник оформит билеты за пассажира
Ежегодно по железным дорогам путешествует более 1,2 млрд человек. Помимо продажи билетов РЖД предлагают и дополнительные услуги: оформление багажа, бронирование отеля, участие в программах лояльности и др. В этом холдингу в том числе помогает разработка ВНИИЖТ – автоматизированная система управления продажей билетов и пассажирскими перевозками Экспресс (АСУ «Экспресс»). Первый прототип АСУ «Экспресс» создан еще в далеком 1972 году. За 52 года систему меняли и дорабатывали, и спустя годы она стала полноценной платформой для управления большинством бизнес-процессов пассажирского комплекса. Система «Экспресс» имеет собственную сбытовую сеть кассовых терминалов, а также интегрирована с интернет-ресурсами и мобильным приложением РЖД: если пользователь хочет получить информацию о поездке, купить или вернуть билет, информация об этом поступает и обрабатывается в «Экспресс».
Система «Экспресс» имеет собственную сбытовую сеть кассовых терминалов, интегрирована с интернет-ресурсами и мобильным приложением РЖД
На этом функции платформы не заканчиваются. Система позволяет регулировать информационное поле пассажирских перевозок, формирует данные для анализа продаж, участвует в управлении перевозочным процессом и контролирует жизненный цикл пассажирских вагонов от создания до утилизации. Программное обеспечение Экспресс изначально было отечественное, но система работала на платформе IBM. Перед разработчиками встал вопрос перехода на импортонезависимую программно-технологическую платформу. Так появилась система «Экспресс» нового поколения (АСУ «Экспресс» НП).
Система нового поколения преобразилась как в функционале, так и в дизайне интерфейса. Лучшие практики и функции взяты из АСУ «Экспресс-3», но подход к созданию принципиально изменился. В основе разработки лежал цикл PDCA – модель управления качеством и улучшения процессов. Эксперты ВНИИЖТ сосредоточились на трех главных направлениях:
1. Функциональность.
У компаний-пользователей системы «Экспресс» НП появились новые возможности в области анализа и управления данными, кардинально поменялась технология управления парком пассажирских вагонов. Пассажиры тоже получат доступ к новым клиентским сценариям. Например, теперь путешественники смогут вместе с билетом на поезд оформить экскурсионный набор или применить персональную скидку, улучшатся сценарии информационного обслуживания пассажиров.
2. Интерфейс.
Преобразился дизайн приложений: разработчики стандартизировали интерфейсы однотипных продуктов для повышения эффективности пользовательских сценариев.
3. Технологическое решение.
Эксперты серьезно подошли к проектированию программно-технического стека продуктов для повышения эффективности эксплуатации системы.
Сегодня АСУ «Экспресс-3» используется в шести странах: Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане и Молдавии. Страны могут быть заинтересованы и в покупке системы нового поколения. Параллельно ВНИИЖТ проработал экспортное решение, которое позволяет внедрять функции, соответствующие конкретным потребностям и масштабам перевозок в стране.
АСУ «Экспресс-3» используется и в шести странах СНГ
Ближайшая цель программы импортозамещения системы – реализация на базе платформы «Экспресс» нового поколения критических функций по обслуживанию пассажиров. Например, сценарии информационного обслуживания, покупки и возврата билетов, оформление групповых перевозок и бронирование билетов с последующим выкупом.
У разработчиков большие планы на дальнейшее развитие системы «Экспресс» нового поколения. Внедрение передовых технологий – тоже один из приоритетов ВНИИЖТ. Уже в 2026 году при оформлении билетов пользователям будет помогать интеллектуальный ассистент.
«После завершения программы импортозамещения мы приступим к внедрению технологий искусственного интеллекта для планирования продаж, тарифной политики и развития клиентских сервисов, которые помогут нашим пассажирам выбрать наиболее оптимальный вариант поездки и набор услуг на железнодорожном транспорте», – говорит заместитель директора НЦ «Экспресс» АО «ВНИИЖТ» – руководитель проекта Елена Мартынова.
«Прогнозирование пассажиропотоков»: Время оценки сократится с 4 месяцев до 1 дня
Прогнозирование пассажирского трафика на железной дороге – очень важная задача, и ее невозможно решить в отрыве от других видов транспорта. Ошибки в расчетах могут привести к неверной оценке инвестпроектов и финансовым потерям, поэтому РЖД вместе с партнером-разработчиком – Центром экономики инфраструктуры – создает программный комплекс для моделирования пассажиропотока в рамках проекта «Прогнозирование пассажиропотоков». Цифровой инструмент учитывает влияние социально-экономических параметров территории и других видов пассажирского транспорта. Результаты помогут определить приоритеты инвестиций при ограниченном бюджете, сформировать портфель проектов и определить наилучшую модель финансирования.
Эксперты разработали модули первой очереди проекта:
1. «Пассажиропоток».
2. «Агломерация».
3. «ТПУ и вокзалы».
Первый модуль отвечает за прогнозирование международного пассажиропотока и учитывает влияние всех видов транспорта друг на друга.
«Система учитывает влияние показателей территории, например, численность населения. Мы можем моделировать такие ситуации, как ввод новой автомобильной дороги или запуск лоукостера. Все это повлияет на пассажиропоток железнодорожного транспорта. В разы сократится время на расчет трафика. Раньше для этих целей требовалось выполнение целой научно-исследовательской работы, месяцы и десятки миллионов рублей», – говорит первый вице-президент ООО «ЦЭИ». Максим Фадеев.
Следующий модуль направлен на прогнозирование пассажирского трафика внутри региона на пригородном уровне. Система определяет более удачные локации для размещения станций и транспортно-пересадочных узлов.
Третий модуль посвящен микромоделированию пассажиропотока внутри ТПУ. С его помощью можно определить оптимальную конфигурацию ТПУ, не создавая очередей там, где они не нужны, при этом закладывая достаточную пропускную способность. Модуль позволит выбрать оптимальное соотношение коммерческих площадей, кафе, ресторанов и магазинов.