Цифровые компетенции пошли в рост
Как РЖД готовят кадры со школьной и студенческой скамьи
01:36, 20 октября 2023
В новых экономических и политических реалиях Россия сместила вектор международного технологического и образовательного сотрудничества в сторону действующих и потенциальных стран – участниц БРИКС. Сегодня компании и учебные заведения дружественных государств активно сотрудничают в области реализации совместных инновационных проектов и подготовки кадров для цифровой экономики. В этой работе принимают активное участие «Российские железные дороги» и отечественные отраслевые вузы. Опыт такого взаимодействия был представлен на форуме Digital Innopolis Days 2023.
От уровня квалификации ИТ-специалистов зависит скорость трансформации любой компании. В РЖД, которые по степени цифровизации находятся на уровне мировых цифровых лидеров (оценка их уровня цифровой зрелости в прошлом году составила 3,95 балла из 5 возможных), применяется комплексный подход к подготовке кадров.
«Будущие кадры мы начинаем готовить со школы и с университета. Такое обучение гарантирует нам профессионалов, которые придут работать на железную дорогу, понимая производственные процессы и обладая необходимыми цифровыми компетенциями», – подчеркнул начальник департамента информатизации ОАО «РЖД» Кирилл Семион.
Для школьников компания открыла шесть технопарков «Кванториум РЖД». В зависимости от выбранного профиля молодые люди занимаются там программированием, дизайном, создают роботов и 3D-модели, знакомятся с геоинформационными системами и альтернативными источниками энергии.
Студенты вузов могут принять участие в стажировках и практиках RZD.GENERATION. Будущим специалистам предлагается поработать над проектами повышения эффективности работы железных дорог, в том числе в сфере цифровизации. Кроме того, РЖД вместе с отраслевыми вузами реализуют программы обучения редким специальностям на стыке информационных технологий и железнодорожных профессий («Логистика и инженерия транспортных процессов», «Программная инженерия» и другие).
В России хорошая подготовка высокоуровневых инженеров, это большое конкурентное преимущество.
С инновационными транспортными технологиями других стран студенты-железнодорожники из российских вузов могут познакомиться благодаря реализации программ академических обменов и двойных дипломов. В таких проектах участвуют учебные заведения стран БРИКС, в частности Китая. Так, на базе Шэньсийского железнодорожного профессионально-технического института действует подразделение Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС), а в Иркутском государственном университете путей сообщения (ИрГУПС) создан Российско-китайский институт транспортного образования. Российский университет транспорта (МИИТ) сотрудничает с Пекинским транспортным университетом, Юго-Западным транспортным университетом Цзяотун, Университетом Цинхуа. Учебные заведения реализуют совместные программы подготовки в том числе по цифровым направлениям («Транспорт и компьютерные науки», «Цифровая инженерия транспортных процессов» и другие).
«Китай и Россия являются союзниками в области технологического развития. Речь идет в том числе о технологиях будущего: искусственном интеллекте, робототехнике, современных компьютерных технологиях. В России хорошая подготовка высокоуровневых инженеров, это большое конкурентное преимущество. Российские специалисты реализуют интересные ИТ-проекты, которые хорошо встраиваются в современные нужды китайской промышленности. Поэтому мы заинтересованы в совместной реализации программ развития и обмена талантами, реализации проектов и разработке технологий», – отметила директор Zhejiang Kong Xuan Technology Development Co. Ltd (Китай) Цзэн Хуэй.
Как подчеркнул Кирилл Семион, возможность получить железнодорожную профессию в России есть и у иностранцев. «В числе наших подходов к подготовке специалистов из зарубежных стран –их обучение в профильных вузах. Например, возможность обучать иностранных специалистов есть в Российском университете транспорта», – отметил он.
В отраслевых вузах сегодня отмечают возрастающий интерес молодежи из дружественных стран к получению железнодорожного образования. В эту приемную кампанию в лидерах по числу поданных заявок на поступление – абитуриенты из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии. Отмечен повышенный спрос к железнодорожной подготовке и со стороны поступающих из стран Африки. Так, в системе российского транспортного образования сейчас обучаются 222 африканских студента из 28 стран континента. В частности, в Российском университете транспорта (МИИТ) подготовку проходят 18 студентов из Гвинеи, Ганы, Замбии и Алжира. Основное направление их обучения связано с железнодорожной инфраструктурой и логистикой – ключевыми сферами развития транспортных систем их стран. В Уральском государственном университете путей сообщения (УрГУПС) учатся студенты из Египта, Мали, Камеруна, Республики Чад, Кот-д’Ивуар, Гвинеи. В сфере их интересов – логистика и цифровизация транспорта.
Подготовка в России зарубежных специалистов повышает и экспортный потенциал российских ИТ-проектов, в том числе экспортный портфель РЖД, в который включены 16 готовых ИТ-проектов, а также 8 сервисов и услуг. Они востребованы в Узбекистане, Туркмении, Казахстане, Монголии и других странах. Чем больше в мире будет ИТ-специалистов, знакомых с отечественными технологиями, тем выше будет и спрос на российские цифровые решения.
Цифровые компетенции повышают и действующие железнодорожники. Например, на федеральной территории «Сириус» действует Центр цифровых компетенций РЖД – там реализуется программа обучения ИТ-специалистов компании работе с отечественными ERP-системами корпоративного уровня.
В отраслевых вузах сегодня отмечают возрастающий интерес молодежи из дружественных стран к получению железнодорожного образования.
Еще один образовательный партнер РЖД – Университет Иннополис. Железнодорожники проходят там обучение по программам цифровой трансформации. В настоящее время также идет разработка совместных программ обучения как для иностранных студентов, так и для специалистов из стран, в которые РЖД экспортируют технологии. Эта работа станет частью сотрудничества компании и университета в сфере образования, научной и инновационной деятельности, соглашение о котором партнеры подписали на полях форума Digital Innopolis Days 2023. «Таким образом мы выходим на новый уровень нашего сотрудничества, – подчеркнул Кирилл Семион. – Это соглашение станет основой для дальнейшего развития совместных научно-исследовательских проектов, проведения опытно-конструкторских, экспериментальных работ в области информационных, геоинформационных технологий, программного обеспечения, робототехники».
Юлия Антич