РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Экосистема сервисов для путешественников РЖД превратилась в фабрику впечатлений
Мнения

Экосистема сервисов для путешественников РЖД превратилась в фабрику впечатлений

Как меняются цифровые решения РЖД для пассажиров

12:58, 29 июля 2024

Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

Современные сервисы для путешественников дают возможность за пару кликов организовать поездку. Ее можно скомбинировать в рамках одного маршрута, заказав места в автобусе, поезде и самолете, забронировать номер в отеле, оплатить страховку, арендовать машину. Как меняются пассажирские сервисы РЖД и почему будущее за мультимодальными поездками, рассказал исполнительный директор ООО «РЖД-Технологии» – генеральный директор ООО «РЖД-Цифровые пассажирские решения» Сергей Висленев.

Какие из цифровых решений, уже внедренных в 2024 году, наиболее значимые?

В середине апреля 2024 года «РЖД – Цифровые пассажирские решения» (входит в цифровой холдинг «РЖД-Технологии») выпустили веб-приложение (или PWA-версию) портала ticket.rzd.ru. Проект реализуется по заказу Департамента пассажирских перевозок и под управлением Департамента информатизации ОАО «РЖД». Из-за недружественной политики западных компаний развитие нашего приложения «РЖД Пассажирам» на международных платформах, таких как, например, AppStore, несколько замедлилось. Нужно было найти универсальное решение.

Веб-приложение – это фактически сайт, упакованный таким образом, чтобы выглядеть и запускаться как мобильное приложение. Это современная и востребованная технология, которая позволяет очень легко предложить на смарт-устройстве услуги, которые предоставляются на сайте, в формате мобильного приложения без дополнительного программирования. Популярен этот формат в различных областях бизнеса, но в первую очередь у банков.

Фото: Алексей Антонов
Фото: Алексей Антонов

Наши пассажиры уже оценили новую возможность – сотни тысяч пользователей воспользовались ею. Установить приложение легко: на официальном сайте РЖД есть специальный раздел веб-приложения, где размещена подробная инструкция по использованию продукта в различных операционных системах.

ООО «РЖД – Цифровые пассажирские решения» (в составе цифрового холдинга «РЖД-Технологии») – центр компетенций и головная организация по реализации и развитию цифровых сервисов в пассажирском комплексе ОАО «РЖД», а также оператор технологической мультимодальной платформы пассажирской мобильности.

Какой сейчас функционал у веб-приложения?

Как и сайт РЖД, веб-приложение в первую очередь ориентировано на покупку билетов на поезда дальнего следования. Оно также позволяет организовать мультимодальную поездку: приобрести билет не только на железнодорожный транспорт, а воспользоваться комплексом транспортных услуг. Например, оформить комбинированную поездку «поезд + автобус», «поезд + самолет» или даже «поезд + паром». Пассажир с помощью веб-приложения может составить собственный маршрут, в том числе в отдаленные города. Как и на сайте, в веб-приложении ticket.rzd.ru есть возможность оформления льготных билетов и заказа инклюзивных услуг.

Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM
Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM

Расскажите, как будет развиваться приложение в дальнейшем.

Потенциал веб-приложения огромен. Оно имеет ряд преимуществ классического сайта, но открывать его можно с мобильного устройства. В частности, пользователь может сохранять необходимые данные непосредственно на своем устройстве и пользоваться специфическими функциями смартфона, такими, например, как NFC или камера. Сегодня многие уже привыкли активировать поездку с помощью NFC. Это возможно, например, в поездах пригородного сообщения Московского региона. Но у портала ticket.rzd.ru, ориентированного на пользователей ПК, такого функционала не было, а мы сможем добавить его в нашем веб-приложении.

Еще одно направление развития – возможность покупки через веб-приложение портала ticket.rzd.ru билетов на поезда пригородного сообщения. Теперь эта опция становится еще более доступной.

Пассажир с помощью веб-приложения может составить собственный маршрут, в том числе в отдаленные города.

Ранее было создано программное обеспечение «Автоматизированное рабочее место кассира
«Планирование путешествий». Вы довольны тем, как реализуется этот проект сегодня?

Для начала я хотел бы обрисовать идею этого проекта. В свое время появление сети многофункциональных центров «Мои документы» было сродни революции в системе обслуживания граждан госорганами. Мы хотим совершить нечто подобное в кассовом обслуживании пассажиров. Цель – дать современные цифровые инструменты для работы кассирам и одновременно создать принципиально новые возможности для потребителей.

АРМ кассира «Планирование путешествий» – это программное обеспечение, позволяющее организовать продажу билетов на все виды транспорта и дополнительного контента. Решение создано на базе платформы «Инновационная мобильность». Фактически это касса будущего, которая изменит жизнь и продавцов туристических услуг, и пассажиров.

Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM
Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM

Кассир получает возможность предложить клиенту билеты на практически любой вид транспорта. Если владелец кассы будет оформлять у нас такую возможность, то можно будет заказать и мультимодальную перевозку. Сейчас этот функционал работает в режиме справки: можно предложить не только билет на поезд, но и на комбинированный маршрут в формате «поезд + автобус». Где-то добавятся авиационные маршруты, которые хорошо комбинируются с железнодорожными. Но это не все. Система также дает возможность покупателям пользоваться дополнительными услугами, связанными с путешествием, например, бронированием гостиниц или страхованием поездки.

АРМ кассира «Планирование путешествий» позволяет очень быстро и легко развернуть кассу. Приложение доступно и понятно пользователям. Буквально за считанные дни оператор может обучиться пользоваться программным обеспечением. Кроме того, с помощью ПО удобно контролировать работу каждой кассы. Любая созданная в системе точка анализирует спрос и формирует статистические показатели.

А для пассажиров, в свою очередь, создан удобный интерфейс, который позволяет на экране увидеть характеристики продукта и сделать покупку. Пассажир может построить маршрут, который ему нужен, изучить, какие виды транспорта можно использовать, и выбрать оптимальный вариант.

АРМ кассира «Планирование путешествий» позволяет очень быстро и легко развернуть кассу.

Насколько активно внедряются новые кассы?

Сейчас развернуто уже более трехсот касс, оснащенных ПО «АРМ кассира «Планирование путешествий». Решение применяется в первую очередь в кассах пригородных компаний, входящих в структуру холдинга «РЖД». Есть и регионы-лидеры. Большое распространение такие кассы получили, например, в Поволжье.

Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM
Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM

Прорабатывается вопрос и с внедрением АРМ кассира «Планирование путешествий» в кассах других железнодорожных структур. Речь ведется о десятках касс по всей стране. Эту работу курируют два заместителя генерального директора ОАО «РЖД»: Евгений Игоревич Чаркин и Иван Николаевич Колесников.

Пока бóльшая часть касс, установивших ПО, продают билеты на поезда. Но уже есть полигоны, где мы отрабатываем именно продажи мультимодальных поездок, которые включают все доступные виды транспорта. Такой функцио нал в этих точках продаж также доступен пасса-
жирам.

Сейчас тестируется технология, позволяющая оплачивать проезд на основании данных геолокации. Это сложная технология?

Технология оплаты по геолокации позволяет в целом исключить процесс покупки традиционного билета пассажиром, а в перспективе автоматически применять льготы, которые предусмотрены для человекана федеральном или региональ-ном уровнях.

Уже несколько тысяч пассажиров воспользовались возможностью геооплаты.

Сама технология – проект Министерства транспорта РФ, в котором мы активно участвуем. На железной дороге она тестируется через подраздел нашего приложения «ПроТранспорт», который называется «ПроТранспорт+». Суть в том, что вдоль путей следования размещаются специальные датчики-маячки. Это очень простое устройство, которое может массово использоваться на направлении, где требуется применить технологию. После того как путь оборудован, путешествовать можно по новым правилам.

Для того чтобы оплатить проезд по геолокации, на смартфон необходимо установить приложение «ПроТранспорт+», а после регистрации подключить Bluetooth и привязать карту. Что удобно, использование сети Bluetooth для сервиса не препятствует работе носимых устройств, к примеру, беспроводных наушников или смарт-часов.

А дальше все просто. При входе на станцию нужно подтвердить начало поездки в ответ на специальное уведомление, которое отобразит приложение, поймав сигнал Bluetooth-маяка. Также в приложении будет сформирован QR-код для прохода через турникет или предъявления кассиру-контролеру. При выходе также нужно будет подтвердить окончание поездки. Деньги за проезд будут списаны с карты.
Отмечу, что параллельно технология тестируется на городском общественном транспорте.

Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney
Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney

При объединении этих двух линий тестирования – в наземном и пригородном железнодорожном транспорте – получится качественный продукт в области городской пассажирской мобильности.

По мере развития технологии пользователи смогут внести в свой аккаунт в приложении данные о льготах, которые им полагаются. Мы вместе с Министерством транспорта очень активно работаем, чтобы такая опция появилась в ближайшее время.

Новые цифровые технологии уже сейчас позволяют изменить подход к путешествию.

Каковы первые результаты тестирования геооплаты? Ожидаете, что услуга будет пользоваться  спросом?

Уже несколько тысяч пассажиров воспользовались возможностью геооплаты. Мы проверяем качество работы, видим хорошие отзывы.
Также отмечаем заметный интерес пригородных компаний к внедрению этой технологии. Порядка десяти регионов предварительно готовы запустить «пилот» до конца года.

В самом ближайшем будущем мы расширим географию ее использования. Проект уже тестируется в Республике Татарстан и Калининградской области. И технология будет масштабироваться, мы будем усложнять возможные маршруты.

Какой принцип вы закладываете в вектор развития цифровых решений для пассажиров? Готов ли к этому потребитель?

Новые цифровые технологии уже сейчас позволяют изменить подход к путешествию. Речь идет скорее о создании нового образа жизни человека, подхода к планированию как ежедневных, так и нерегулярных маршрутов.

Для нас принципиально сделать организацию поездки удобнее, чтобы сам факт поездки не заставлял человека задумываться о каких-то технических деталях: где покупать билет, какие тарифы учесть. Человек выбирает, где он хочет оказаться, и едет туда. Поэтому важно, что технологии, которые мы внедряем, принципиально построены как мультимодальные, объединяющие несколько видов транспорта. Мы показываем пассажиру, что комбинировать различные виды транспорта при построении маршрута через цифровые сервисы – это удобно и комфортно.
Это легко и дает много новых возможностей для путешественников.

Чтобы решить данную задачу, важно, чтобы все пользовательские решения, которые мы создаем, были простыми и понятными. Ведь мы с вами не хотели бы пользоваться очень сложным банковским приложением. От него ждут удобного интерфейса, надежной работы, но при этом многофункциональности. Также и сервисы для путешествий.

Они должны быть понятными и комфортными с точки зрения пользователя, но при этом работать на базе сложных эффективных цифровых решений, которые позволят объединить разные системы транспортного комплекса и вывести качество путешествий на новый уровень уже в ближайшие несколько лет.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
Ошибка
email
Подписка на новости

РЖД цифровой

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности