ИЦК стали эффективной площадкой для создания «импортонезависимых» ИТ-решений
Работа по импортозамещению позволяет создать уникальные и надежные технологические решения.
19:22, 23 августа 2023
Индустриальные центры компетенций (ИЦК) стали эффективной площадкой для создания «импортонезависимых» ИТ-решений. О том, как удалось наладить взаимодействие участников ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика», какие решения уже удалось реализовать и над какими проектами предстоит работать в ближайшем будущем, рассказал Герман Суконников, первый заместитель начальника департамента информатизации (ЦКИ).
ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» работает по правилам, определенным Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Цель этой работы – импортозамещение в сфере информационно-коммуникационных технологий для отрасли. В нашем центре участвуют 11 компаний, с 2022 года реализуется 8 проектов первой волны, еще 8 находятся на рассмотрении Правительственной комиссии.
Все оперативные запросы, поступающие извне, рассматриваются на регулярных совещаниях членов ИЦК.
На базе Минтранса России создан отраслевой комитет «Транспорт», объединяющий транспортные ИЦК и курирующий их работу. Мы еженедельно направляем в отраслевой комитет отчет о ходе реализации наших проектов.
С коллегами из Минцифры России и АНО «Цифровая экономика» мы общаемся по принципиальным моментам, вопросам нормативного, методологического обеспечения и проектного управления.
Важным элементом взаимодействия и контроля работы ИЦК является система «дашборд». В ней фиксируются основные задачи и отслеживается прогресс их выполнения.
В мае премьер-министр Михаил Мишустин дал поручение проработать возможность реализации функциональности на основе искусственного интеллекта и больших данных в проектах ИЦК. Мы такой анализ провели и определили нескольких перспективных направлений. Среди них –моделирование перевозочного процесса, создание прогнозных моделей в системах управления инфраструктурой и отцепочным ремонтом и другие.
В этой работе мы планируем использовать компетенции и наработки лаборатории искусственного интеллекта, работающей в Центре исследований и разработок РЖД в «Сириусе». Будем привлекать и других разработчиков.
Работа по импортозамещению и переходу на отечественный софт позволяет создать не просто аналоги зарубежных ИТ-систем, а уникальные и надежные технологические решения для железнодорожного транспорта, востребованные и в других компаниях.
Причем мы не просто меняем иностранные компоненты в наших системах, а совмещаем с их функциональным развитием. По сути, речь идет об импортоопережении (например, разработка ERP-системы для крупного бизнеса и холдинговых структур). Создается не просто аналог известной зарубежной платформы, а более современный, гибкий и удобный с точки зрения архитектуры и функциональности продукт.
Еще один пример – АСУ «Экспресс НП». Эта система управления пассажирскими перевозками позволяет контролировать емкости мест железнодорожного транспорта, продажи билетов и дополнительных услуг пассажирам. Кроме того, «Экспресс НП» позволяет управлять парком пассажирских вагонов на всем жизненном цикле (от момента производства на заводах-изготовителях до момента утилизации), контролировать безопасность движения пассажирских вагонов на транспортной инфраструктуре, планировать объемы железнодорожных перевозок, обеспечивающих ресурсов и многое другое.
Система способна обрабатывать 2000 запросов в секунду и более 1 млрд железнодорожных поездок в год.
Зарубежных аналогов с подобными функциональными возможностями нет. «Экспресс НП» превосходит иностранные системы резервирования билетов и управления емкостью мест Amadeus, Galilleo, Sabre и другие.
«Мы не просто меняем иностранные компоненты в наших системах, а совмещаем с их функциональным развитием».
В отличие от других ИЦК, наш очень неоднороден. Работа каждого из участников имеет свою специфику. Например, РЖД – это уникальная компания в системе железнодорожного транспорта и перевозок. Московский и Санкт-Петербургский метрополитены при кажущейся идентичности имеют массу различий.
А процессы других коллег по ИЦК, допустим, «Мострансавто», «Глонасс» и «Почты России», разнятся с нашими еще сильнее*.
И тем не менее детальное рассмотрение ИТ-проектов, анализ их применимости в отрасли и экспортного потенциала позволили найти точки соприкосновения. Например, выяснилось, что система моделирования пассажирских потоков в РЖД может быть интересна администрациям метрополитенов и муниципальным службам для транспортного планирования.
Еще пример – импортонезависимая система управления транспортной инфраструктурой интересна не только метрополитену, но и другим транспортным и не только транспортным компаниям, имеющим линейно-протяженную инфраструктуру.
Коллеги из смежных ИЦК заинтересовались нашими проектами по оперативному управлению перевозками и управлению текущим отцепочным ремонтом грузовых вагонов.
Могу уверенно сказать: за год работы ИЦК мы нашли синергию и выстроили эффективный обмен опытом с коллегами.
Из восьми особо значимых проектов первой волны в этом году будут завершены два проекта: «Импортонезависимая автоматизированная система оперативного управления перевозками» и «Перевод автоматизированной системы централизованной подготовки оформления документов на импортонезависимую платформу».
В рамках этих проектов создаются «Единая модель данных перевозочного процесса» и «Электронная транспортная накладная нового поколения». Это важнейшие производственные системы РЖД.
Достаточно упомянуть, что «Единая модель данных перевозочного процесса» обрабатывает за сутки более 2,5 млн событий на сети «Российских железных дорог». А в «Этране» оформляется в электронном виде с электронной подписью 98,9% заявок на железнодорожную перевозку. Кстати, добавлю, что сейчас мы с коллегами из автомобильной отрасли и Минтранса России прорабатываем интеграцию «Этрана» с ГИС ЭПД (государственная и-формационная система «Электронные перевозочные документы») для оформления в электронном виде мультимодальных перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом.
«Работа по импортозамещению позволяет создать уникальные и надежные технологические решения».
Для второй волны проектов уже рассмотрены 26 ИТ-решений, поступивших из разных источников: со стороны Минтранса РФ, от участников нашего ИЦК, фонда «Сколково», Российского фонда развития информационных технологий. В результате ИЦК выбрал восемь проектов. Теперь предстоит их защита на Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Мы в РЖД сотрудничаем со многими российскими разработчиками, готовы приобретать подходящие технологические решения и выстраивать долгосрочное взаимодействие с российскими разработчиками программного обеспечения и с производителями оборудования.
К примеру, взаимодействие с компанией «1С» позволит создать отечественную ERP-систему для крупного бизнеса, о которой я говорил ранее.
Что касается ИЦК, уверен, что центр будет прирастать экспертизой рынка, в том числе за счет включения новых участников. Например, по инициативе Сбербанка (владелец «СберТройки», участника ИЦК. – Прим. ред.) рассматривается вопрос о включении в ИЦК транспортной компании FESCO .