Цифровизация бизнеса: спрос и предложение
Участники форума «Код Трансформации. Цифровая эволюция железных дорог» рассказали о проектах в сфере цифровизации
16:20, 17 октября 2023
В Санкт-Петербурге в сентябре прошел I Форум «Код Трансформации. Цифровая эволюция железных дорог», который объединил порядка 100 участников –- компании холдинга «РЖД», вендоров и интеграторов. RZD.Digital спросил его участников о необходимых для развития железнодорожной отрасли проектах и предложениях со стороны вендоров.
В каких решениях от сторонних производителей решений вы заинтересованы и почему?
Заместитель начальника управления информационных технологий ОАО «РЖДстрой» Евгений Гудков:
«Для нас главный критерий – это отечественное ПО. Мы не выбираем сам конкретный продукт, а обозначаем на открытом конкурсе тот функционал, который нам нужен, необходимые эффекты и технические условия. Главное, чтобы продукты победителей конкурса соответствовали техническому заданию и нашим требованиям. На рынке есть продукты, которые максимально приближены к западным решениям и учитывают их многолетний опыт, но любой из них однозначно надо кастомизировать, и затраты на внедрение и кастомизацию всегда значительные. Готовых, «коробочных» продуктов не существует, потому что даже внутри нашего холдинга 18 строительно-монтажных трестов, и кажется, что все должны работать по единой схеме, но когда начинаешь автоматизировать те или иные бизнес-процессы, то сталкиваешься с тем, что у каждого есть свои нюансы и для того, чтобы их учесть, необходимо провести колоссальную методологическую работу и регламентировать их деятельность, чтобы привести к общему знаменателю».
Генеральный директор «РЖД-ТехСервис» Иван Ветряк:
«По программному обеспечению необходимы клиентские операционные системы, мы должны полностью обновиться за 2024 год. Нам нужны решения класса Service Desk – ключевого сервисного инструмента, который используют организации в рамках ITSM-подхода. Также очень остро стоит проблема необходимости Workforce Management и платформ искусственного интеллекта. «Коробочных» решений на рынке для нас нет, требуется глубочайшая доработка, желательно в формате low-code/no-code. Для этого у нас есть более 30 человек собственных разработчиков и бизнес-аналитиков, готовых работать самостоятельно, но нам нужно гибкое решение и минимальное содействие вендора».
Главный инженер ППК ОА «Содружество» Ильнур Вафин:
«Развитие цифровой трансформации АО «Содружество», в том числе развитие безналичной оплаты проезда, перевод различных категорий пассажиров на оплату проезда в электронном виде, является приоритетной задачей, так как интеллектуальный сервис позволяет предложить пассажирам индивидуальные сервисы с учетом особенности поездки. Уже сейчас в электронном виде им доступно большинство услуг компании, а именно: в мобильном приложении «РЖД Пассажирам» персонифицированный учет федеральных льготников, продажа электронных билетов работникам ОАО «РЖД» по виртуальным транспортным требованиям, продажа билетов школьникам и студентам с формированием персонифицированного реестра поездок на территории Республики Татарстан и Удмуртской Республики, оформление абонементных билетов, продажа электронных проездных документов на поезда с указанием мест, курсирующих в направлении Казань – Нижний Новгород, реализован проект по оплате проезда с использованием системы быстрых платежей, и прорабатывается проект по продаже электронных проездных документов с использованием единой государственной системы социального обеспечения.
Рассматривая цифровые решения в пригородном железнодорожном транспорте и для автоматизации оплаты проезда, компания участвует в тестировании приложения «ПроТранспорт». Данное приложение позволяет подобрать маршруты на любой вид транспорта, узнать точное расписание, купить билеты на весь транспорт по выбранному маршруту сразу.
В части стационарной контрольно-кассовой техники реализован проект оплаты проезда с использованием QR-кода, который выводится на экране пин-пада при оплате, а также в перспективе внедрение нового программного обеспечения в части формирования динамического Q-кода на АРМ-кассира и выводится на специальный экран для оплаты. В перспективе запланировано внедрение бесконтактной оплаты проезда с использованием технологии Open Loop. Бесконтактная оплата проезда с использованием технологии Open Loop работает за счет фиксации станции отправления/назначения с помощью BLE-маяков, которая позволит повысить удобства пассажира и ускорения процесса оформления проездных документов».
Какие решения вы предлагаете, как они могут развиваться в будущем?
Руководитель департамента управления проектами Delta Computers Максим Терещенко:
«Наши продукты позволяют заказчикам оставаться в актуальном ИТ-мире, спокойно планировать свои проекты и быть уверенными в завтрашнем дне, потому что те технологии и решения, которые мы предлагаем, не отстают от общемировых. На форуме мы представили свои решения на процессорах 10–11-го и 12–13-го поколения. Помимо разработок на процессорах Intel, мы занимаемся и разработками на процессорах «Байкал». Наша компания на рынке уже давно, у нас высокий уровень импортонезависимости, и наша позиция: «То, что можно сделать у нас, в России, мы делаем в России».
Заместитель руководителя департамента автоматизации производства компании IBS Петр Сычёв:
«Мы реализуем у наших заказчиков комплексные решения по управлению инвестиционно-строительными проектами. На форуме представили референсные проекты в АО «РЖДстрой». Особенностью и уникальностью данных проектов является то, что мы в одной комплексной архитектуре объединяем несколько классов информационных систем: систему календарно-сетевого планирования, транзакционную систему управления строительными работами, систему хранения инженерных данных и порталы подрядчиков. Интеграция систем строится в ракурсе сквозного процесса инвестиционно-строительной деятельности – инициация инвестиционного проекта, управление проектированием, закупочный процесс оборудования и материалов, услуг, планирование и контроль строительных работ и ввод объекта в эксплуатацию. Основной эффект от внедрения – устранение информационных разрывов по этапам жизненного цикла проекта и обеспечение быстрого ввода объекта в эксплуатацию. Мы выделяем несколько этапов развития: первый этап – базовая автоматизация сквозного процесса, на втором этапе мы применяем такие цифровые инструменты, как технология информационного моделирования, и уже на третьем этапе применяем технологии машинного обучения для автоматизации рутинных операций. Мы помогаем выстроить сквозной процесс, регламентировать и стандартизировать его, разработать основной набор методических документов и внедрить недостающие компоненты комплексной архитектуры».
Директор компании SLSoft Тагир Яппаров:
«Мы делаем продукт, который ориентируется на потребности крупнейших заказчиков, – это автоматизация работы людей и бизнес-процессов. Технологии, которые мы используем, – это современные технологии low-code/no-code, когда настройка и внедрение делается не программистами, а самими аналитиками, это и искусственный интеллект, который встроен в наши продукты. Мы видим тренд по новой генерации продуктов, которые нужны заказчикам в сочетании этих важных технологических вех».
Руководитель центра компетенций Р7-офис Виталий Шаев:
«У нас целый спектр решений, которые включают в себя и традиционные аналогии с пакетом Microsoft Office, и более инновационное цифровое рабочее пространство, в которое все включено. Это веб-редакторы, хранилище документов и возможности совместной работы с этими документами – одновременно несколько пользователей могут работать в одном документе, редактировать его».
Директор проектов департамента системной интеграции компании «ТрансТелеКом» Юрий Серпинский:
«На форуме «Код Трансформации. Цифровая эволюция железных дорог» «ТрансТелеКом» представил целый комплекс решений на основе защищенной импортозамещенной облачной платформы. Сервисы «ТрансТелеКома» помогают компаниям ускорить цифровую трансформацию и обеспечить высокий уровень информационной безопасности. Ярким примером такого решения являются сервисы Единого центра мониторинга информационной безопасности, функционал и перечень клиентов которого постоянно расширяются».
Фото: Shutterstock/FOTODOM